В сентябре 2024 года произошло два знаковых события. Первое событие — это имплементация Постановления Правительства №379 от 27 марта 2024 года, согласно которому в ЕГАИС должны зарегистрироваться по своему месту нахождения все розничные точки, где продаётся сидр, пиво и медовуха. В независимости от того, сколько розничных локаций на одном ИП. Все вышеуказанные розничные точки в подавляющем большинстве принадлежат ИП.
На мой взгляд, это абсолютно здравая идея, которую выдвинул регулятор. Она обсуждалась ещё год назад. Мы знали об этом нововведении, но специально не привлекали внимания, чтобы не накликать гнев наших «всемогущих» маркировщиков, так как это постановление исключит возможность искажать любую статистику по поводу количества розничных точек. Реализация этого постановления привела к, увы, печальным результатам для маркировщиков. На сегодняшний день зарегистрировано около 215 тысяч точек, которые принадлежат ИП и которые торгуют пивом, сидром, медовухой не имея лицензии на розничную продажу алкоголя. Это говорит о том, что оценки, которые давали мы некоторое время назад, попали «в десятку». Мы оценивали количество магазинов, так называемого «живого пива», которых на данный момент насчитывается 200 тысяч штук.
Теперь регулятор, через систему ЕГАИС, видит каждую точку, где продаётся сидр, пиво, медовуха. Каждой точке присвоен свой уникальный код, и теперь государство имеет полный набор средств для контроля за розницей. Это ещё один неутешительный вывод, только теперь для «друзей» из АПП. Они с июля активно пытаются путём введения этого реестра применить некую «дубину» для сокращения точек сбыта пивной продукции малым сегментом. Так как их продукция либо не продаётся, либо продаётся ничтожно мало, поэтому с глаз долой конкурента. Теперь совершенно очевидно: смысл введения такого реестра для государства равен нулю. С этого момента в руках регулятора, департаментов потребительских рынков муниципалитетов, МВД и контрольных органов находится полная информация о каждой розничной точке, в которой продаются сидр, пиво, медовуха и в том числе о её законности. Любой из контрольных органов, подключённых к системе ЕГАИС (а таковых много), может навести справки о любой точке, где продаётся пиво, сидр, медовуха.
А теперь давайте посчитаем количество всех юридических лиц, вовлечённых в оборот пива, сидра, медовухи. Где, как я уже говорил, цифры очень неудобные для ЦРПТ:
- Это 215 тысяч розничных точек, продающих пиво, сидр и медовуху, принадлежащих ИП.
- 217 тысяч точек, имеющих лицензию на продажу крепкого алкоголя, за исключением «домов виски», «домов вина», где пиво и сидр вряд ли продаются.
- Кроме этого, оборотом занимаются около 6 тысяч оптовиков и чуть больше 2 тысяч производителей.
Итого около 440 тысяч участников оборота.
А теперь смотрим на сайт «Честного Знака»: на 1 октября была зарегистрирована 121 тысяча участников. Увы и ах, цифры говорят сами за себя! 121 тысяча и 440 тысяч — по-моему, комментарии излишни.
Я, как и ранее, стараюсь давать объективную информацию, основанную исключительно на точных цифрах, в отличие от ЦРПТ, которые говорят о маркировке только в восторженных тонах.
Идея маркировать сегмент, в котором уже внедрена и успешно работает ЕГАИС, был принят в штыки не только мною и всем предпринимательским сообществом. Совершенно очевидно: это был и есть дублирующий механизм, о чём мы и говорили, но маркировщики, невзирая на наши протесты, продавливали свою идею «бандитскими» методами. И в итоге продавили эту маркировку в пивном сегменте. Бизнес попал на серьёзные деньги, но сейчас, на мой взгляд, случилось прозрение, в том числе, и со стороны государства. Произошло худшее, что могло случиться для маркировщиков: розничный бизнес, занятый в этой сфере, не видит смысла в ещё одной государственной информационной системе, поэтому старательно игнорирует её.
Мои слова подтверждаются некой статистикой: на 22 мая 2024 года в системе «Честный знак» было зарегистрировано 107 тысяч пользователей, а на 1 октября 121 тысяч, то есть прирост всего 14 тысяч участников за 4 месяца. В системе ЕГАИС всего лишь за две недели сентября зарегистрировались более 200 тысяч предпринимателей, представляющих розницу. Цифры говорят сами за себя.
Кроме этого, маркировка по мере внедрения всё больше и больше вызывает вопросы по неудобству работы с ней. Коды массово не читаются. Что делать с пивом, которое, как известно, может быстро испортиться, когда тебе присвоят новый код? Массу вопросов вызывает поэкземплярный учёт пива, также имеются огромные неудобства, связанные со сроком хранения.
В итоге после этого нововведения массы качественного пива, которое оказалось испорченным, предприниматели вынуждены списывать, то есть нести убытки. Разговаривая с участниками пивного рынка, я понял, что всех волнует один вопрос: «Что делать с пивом, у которого нечитаемая или повреждённая марка?» Либо пиво хорошего качества, но с просроченным сроком хранения. Решения нет!
Недавно мне довелось общаться с розничными сетками, расположенными в курортных районах нашей страны. Все продавцы мороженого ругают «Честный Знак», ведь у каждого третьего мороженого не читается QR-код. Когда много народу покупает мороженое, а холодильники при этом находятся далеко от кассы, продавцу приходится бегать по несколько раз и менять нечитаемую упаковку на читаемую. Правда, для молочных продуктов, в том числе для мороженого, перемаркировку разрешили, а для пива такой возможности нет.
К тому же, с начала маркировки прошло полтора года! Мы часто слышим от регулятора победные реляции по поводу того, чего добились в других отраслях, где не было дублирующей ситуации, как в пиве с ЕГАИС и «Честным Знаком». Однако аналогичных успехов мы не видим в сфере реляции в пиве. И вряд ли услышим, потому что система ЕГАИС этого не даст сделать.
Теперь про вторую новость, которая также тревожная. Имеется виду со стороны Минфина повышение акциза вместо одного рубля сразу на 4. То есть с 2025 года производители будут платить 30 рублей за литр пива, сидра, медовухи. Это совершенно очевидно не ко времени, так как пивоваренный сегмент замучали в последние годы донельзя: тут и маркировка, и законопроект о реестре производителей, и борьба с «наливайками». Каждый такой шаг усложняет ведение бизнеса.
Теперь ясно, по кому звонит колокол. За полтора года поэтапного внедрения маркировки результат остается «ниже плинтуса». Контрольные органы в курсе, но если кто забыл, то мы напомним.