С древних времен русские считали баню сакральным местом. Здесь совершались магические ритуалы, уходившие своими корнями в языческие времена. Поэтому люди строго соблюдали определенные обычаи, связанные с особым статусом данного пространства. Но если у деревенских семей, как правило, имелись собственные бани, то жителям городов обычно приходилось ходить в общие. Находясь в них, посетители тоже следовали определенным традициям. При этом не все «банные» запреты сохранялись неизменными.
Мыться одному
Деревенская баня, принадлежавшая одной семье, играла важную роль в жизни людей. Это место использовалось во время свадебных обрядов. В парилках повитухи принимали роды, а знахари лечили больных. По народным поверьям, посвящение человека в колдуны тоже происходило в бане. На данное пространство распространялся целый ряд поведенческих табу.
С ростом городского населения повсеместно стали открываться общие бани, где с посетителей брали плату. Этот бизнес считался очень прибыльным, многие купцы строили такие учреждения, ведь перебравшимся в город крестьянам часто просто негде было попариться, как они привыкли. В посетителях не было недостатка.
Приват-доцент кафедры макросоциологии университета немецкого города Констанца Дмитрий Захарьин считает, что совместное посещение бани – это один из способов консолидации русского общества. Об этом исследователь написал в статье «Коллективное очищение в России. Антропологические и социально-исторические аспекты», которая вышла в журнале «Антропологический форум» (№ 6 за 2007 г.).
«Сложившись в недрах семейно-родового уклада, русский банный ритуал связывает парящихся узами изначально заданной (примордиальной) общности. Формула «дышать одним паром» утверждает ценность допонятийного телесного опыта, условием передачи которого выступает ситуация присутствия», – отметил приват-доцент.
Неудивительно, что существовавший в деревнях запрет на посещение парилки в одиночку, сохранился и в городах. Суеверные люди говорили, что только колдун может находиться в бане без посторонних. Кроме того, невозможно хорошо распариться, если некому «поработать» веником.
Впрочем, отсутствие других посетителей в общей бане всегда было достаточно редким явлением.
Заниматься сексом
Многие западноевропейские путешественники и дипломаты, посещавшие русские города в XVI-XVIII веках, со смесью религиозного ужаса и восторга писали о жутком разврате, который творится в общих банях. Исходя из собственных стереотипов, благочестивые католики считали, что множество абсолютно голых мужчин и женщин не могут просто… мыться.
Такие известные авторы, как австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.) и немецкий ученый Адам Олеарий (1599-1671 гг.) в своих трудах упоминали общие бани как доказательство крайней сексуальной распущенности русских. Ведь хотя мужчины и женщины мылись в разных отделениях, они могли (о, ужас!) голыми и разгоряченными встречаться у выхода из парной. А некоторые при этом даже не прикрывались вениками.
На самом деле, вопреки фантазиям западных путешественников, в русском патриархальном обществе супружеские измены были редким явлением. И точно никто не решился бы заниматься сексом в общей бане на глазах у всех там присутствующих: родственников, соседей, друзей и знакомых. Хотя скабрезные шуточки на эту тему, наверняка, были явлением обычным.
Кандидат философских наук Людмила Шманева и писатель Валерий Анишкин позволили себе усомниться в правоте европейских путешественников. В совместной книге «Быт и нравы царской России» (Ростов-на-Дону, 2010 г.) исследователи отметили, что русские мужчины всегда гордились скромностью своих жен, а сомнительную молву о разврате, творившемся в общих банях, вероятно, «… первым разнес барон Герберштейн».
Носить крестик
Традиция снимать нательный крест перед посещением парной соблюдалась и в деревнях, и в городах. На общие бани она тоже распространялась. Этот запрет связан с тем, что в старину баня воспринималась как место проведения языческих ритуалов.
Руководитель московского центра культуры и традиции Руси «ЖИВой РОДник» Ярослава (Ольга) Агеева в своей книге «Истоки культуры и традиции Руси» (Москва, 2015 г.) подчеркнула, что баня – это место соединения четырех природных стихий, которые способствуют очищению человеческого тела и духа. Огонь полыхает в печи, вода смывает грязь, веник выбивает из людей всю хворь, а сама парилка задерживает в своих стенах негативную энергетику.
«Баня – это храм чистоты. В этом храме обитает дух – Банный. В лесу хозяйничает Леший, в доме – Домовой, а в бане – Банный. Он следит за порядком в бане. Ему нужно поклониться, когда в баню заходишь…», – написала О.А. Агеева.
Поэтому крестик перед началом мини-обряда по очищению природными стихиями, как считалось, лучше снять, дабы не оскорбить могущественных языческих духов.
Драться и скандалить
Банник (Банный), согласно поверьям, наказывает людей, которые плохо ведут себя, дерутся и скандалят, оскверняя тем самым место его обитания. Такие хулиганы запросто могут «случайно» обжечься, поскользнуться на мокром полу, потерять часть одежды или даже угореть.
В общих банях, при большом скоплении людей, редко случались драки и скандалы: само место не располагало к выяснению отношений. А если кто-то и дебоширил, то его могли запросто выставить из парной, пока он слегка не остынет.
Еще один нравственный запрет, который всегда соблюдался в бане, связан с бахвальством. Снимая одежду, люди символически теряют жесткую социальную градацию. Поэтому кичиться богатством, демонстрировать высокий общественный статус, высокомерно посмеиваться над другими в банях было просто не принято.
Колдовать и гадать
В отличие от деревенской, частной парилки, общая баня не подходила для совершения магических ритуалов. Да и по ночам на двери этого коммерческого учреждения обычно висел замок, так что колдуну было проблематично проникнуть внутрь.
Традиционные девичьи гадания также оказывались под запретом. В «Энциклопедии обрядов и обычаев» (Санкт-Петербург, 1996 г.), которую составили Л.И. Брудная, О.Л. Дмитриева и З.М. Гуревич, описан весьма экстравагантный способ, к которому прибегали смелые девушки, желающие узнать свою судьбу.
Деревенская красавица в потемках подходила к бане, приоткрывала дверь и просовывала внутрь свою пятую точку. Обитающий там дух должен был погладить ее по оголенной части тела. Причем, если девушка ощутила мохнатую руку – это к богатому жениху, а если прикосновение показалось шершавым – супруг попадется с тяжелым характером.
Обычно этим гаданием пользовались местные парни, которые заранее прятались в бане, надеясь прикоснуться к девушкам. А теперь представьте, что все это происходит у входа в общую баню, где постоянно снуют посетители.
Принимать роды
В общей бане также нельзя было принимать роды. Городские бабки-повитухи, как правило, работали на дому, в отличие от своих деревенских коллег, которые почти всегда помогали женщинам разрешиться от бремени в парных.
А в некоторых регионах России новорожденных ежедневно мыли в бане в первую неделю их жизни. Об этом научные сотрудники Кировского государственного медицинского университета С.В. Романовская, С.А. Куковякин и Н.Д. Куковякина написали в статье «Методы и средства народной медицины, используемые при лечении детей в Вятской губернии в конце ХIХ – начале ХХ века», которая опубликована в журнале «Вятский медицинский вестник» (№ 2 за 2015 г.).
«Помощь повитухи не ограничивалась принятием родов и мытьем роженицы и ребенка. Считалось, что "повитуха должна уйти после трех бань", т.е. и в послеродовом периоде родившая женщина находилась под наблюдением, и в случае необходимости могла получить помощь», – отметили авторы.
Ни один купец не закрыл бы для посетителей свою баню ради роженицы, ведь в городе для этого существовали больницы. Или можно было пригласить на дом опытную повитуху.