Часть 2
Часть 1
Пойдем по частям.
Первое, доходы от нефти нестабильны и плохо предсказуемы, никто не понимает, что будет с ценой. Последние дни тут нехорошие для России сведения с рынка нефти. Цена падает. Она последнее время держится в районе 70 долларов за баррель, вполне серьезно говорят и о 60 долларах в будущем году. Не 40, не катастрофа, но 60. Говорят уже. Это прогнозы торговцев нефтью и это Brent, а Urals всегда дешевле. И если верить Gunvor и другим трейдерам, то Urals в будущем году снизится до 55 долларов за баррель. Да и Саудовская Аравия, похоже, устала играть в снижение добычи ради стабилизации цены нефти…
Беда для России! Бюджет в этом году сверстан под 70 долларов за баррель, то же самое (69,7 доллара) предполагается и на 2025 год.
А если будет 55 долларов за баррель — то доходы сократятся, а компенсировать их нечем.
Только девальвацией рубля до 122 рублей за доллар.
Уже сейчас государство формирует нефтегазовые доходы не за счет прибыли, а за счет оборотных средств нефтяных компаний. Игорь Сечин, главный управляющий директор «Роснефти», просто-таки взвыл, его услышали, но это значит, что ситуация не ухудшится — и по-прежнему у нефтяников будут забирать денег больше, чем они платили в нормальных условиях, то есть в том числе часть оборотного капитала.
Если перевести на простой язык, то
бюджет просто грабит нефтяные компании.
А куда они денутся? Никуда! Идея какая? Пусть вы сейчас потеряете деньги, потом деньги опять потекут!
Но, вопрос — а потекут ли деньги?
В общем, разрушают главную для бюджета отрасль экономики.
Опыт-то уже есть — угробили «Газпром» (у него, напомню, еще в 2022 г. отняли разом 1,3 трлн руб.), и он не поднимается и не поднимется. Сейчас его менеджеры мечутся по свету, пытаются пристроить газ хоть куда-нибудь.
Китай не берет, давайте Афганистану, давайте Пакистану, даже Ирану с Азербайджаном, у которых своего газа полно — пытаются по какой-то странной схеме обмена продать хотя бы что-нибудь.
«Газпром» лишился Европы, девать газ некуда,
Путин, конечно, требует газифицировать населенные пункты РФ, но, даже если программа будет выполняться, это социальная газификация, а она не приносит денег.
Есть еще сжиженный природный газ, который вроде бы можно продавать куда угодно, но США ввели санкции против российских СПГ-проектов, да и вообще в мире уже нет недостатка в предложении СПГ, а дальше профицит будет только увеличиваться, в тех же США и в Катаре начинают или возобновляют работу большие мощности по сжижению.
Так откуда деньги взять?
Если денег взять негде, нужно сокращать расходы. И тогда начинают сыпаться те, кто хорошо жил. Например, строители, большая часть бизнеса которых строится с расчетом на льготную ипотеку.
Министр финансов Антон Силуанов говорит, что в бюджете «выделят необходимые ресурсы» на льготную ипотеку, но ничего конкретного не говорит. А рынок как раз сейчас начинает сыпаться, резко падают продажи. Причем резко — это не то что красивый образ, это минус 33% за месяц! Цены пока еще стоят, а реальные продажи — падают!
И здесь есть еще одна интересная тема.
На российском рынке недвижимости — три участника,
кроме покупателей и продавцов есть «перекупщики» (перекупы).
Это нормальный спекулятивный бизнес, ничего плохого в нем нет: выкупают у девелоперов жилье в новых домах в начале стройки целыми подъездами, а потом продают квартиры в готовом доме поштучно и с премией к цене покупки.
Появилась информация, что один человек оформил на себя 26 льготных ипотек. Это, разумеется, правонарушение, но оно дает представление, как устроены торговые схемы таких перекупщиков.
Значит, если сейчас рынок останавливается, продаж не будет — что им делать? Они же все купили все в кредит. Им надо будет тут же это сбрасывать, по любой цене в буквальном смысле.
Представляете, что будет с рынком? Обвал цен!
А ведь не только перекупщики все купили в кредит, но и девелоперы все построили в кредит. И если это не продать… Девелоперу остается только банкротиться, а следом будут банкротиться уже и банки.
Банкопад…
Именно его и боится Банк России, когда ужесточает условия выдачи кредитов вообще и ипотеки в частности.
На 1 января 2024 года льготной ипотеки выдано на 7,18 трлн рублей. По мнению Счетной палаты, снижение стоимости жилья на 20% может привести к необходимости досоздания в банках России дополнительных резервов на 4,45 трлн рублей. А это вдвое больше всей прибыли банковского сектора за 2024 год и соразмерно почти трети балансового капитала всех банков.
Эта картина может возникнуть, когда станет понятно, что кончаются деньги из бюджета, деньги на льготную ипотеку.
Но те же самые процессы возможны и в других отраслях, потому что вся экономика России сидит на героиновой игле бюджетных денег. А больше ни на чем. Эффект импортозамещения уже выдохся.
Поэтому, если произойдет сокращение вливаний из бюджета, то это даст моментальный «эффект домино» по всей экономике России.
И тогда возродятся кризисные ситуации а-ля 1990-е. А в 1990-х, напомню, было такое ныне совершенно забытое явление, как невыплата пенсий и невыплата зарплат бюджетникам — но не всем, конечно, выплаты из бюджета на оборону никуда не денутся, а вот деньги на образование, на здравоохранение и так далее — могут и кончиться.
Истории с задержками заплат школьным учителям и врачам мы уже в недавнее время слышали.
И в такой ситуации вполне может быть, что кто-то из российской элиты — почуяв озлобление большого числа граждан страны — может сделать попытку перехватить власть. И получит поддержку населения, как ее некогда получил Борис Ельцин
А как Вы видите российскую экономику в ближайшие 2-3 года? Напишите
Еще по теме экономики и технологии:
«Они нашли лазейку». После повышения утильсбора растут поставки в Россию автомобилей из Китая по доверенностям от покупателей
«Все под покровом тайны, тихо, чтобы никто ничего не заподозрил» В VK — массовые сокращения, уволены сотни сотрудников
«ВКонтакте» отключил возможность поиска видео «для взрослых»
«Интернет рано или поздно сломают». Власти решили потратить на изоляцию рунета почти 10 млрд рублей
За 2.5 года иномарки в РФ подорожали на 80%. А скоро цены вырастут еще сильнее. Из-за чего на этот раз? И остановит ли это рост авторынка?
Мы с семьей живем на 30 тысяч в месяц. Я — жена военного, и его зарплата — единственный источник дохода для нас и ребенка. Мы взяли ипотеку, делаем ремонт служебной квартиры и жестко экономим