Ограниченный срок для показаний и биллинговые системы - на чем сегодня делается акцент в системе ЖКХ.
Многие граждане не понимают, почему сроки электронной подачи показаний счетчиков ограничены именно рамками с 9 по 25 число и почему эти временные рамки устанавливаются УК, а не татарстанскими Госуслугами. В редакцию «Вечерней Казани» обратился житель города с этим вопросом.
- Они сначала меня отослали к какой-то биллинговой системе, о которой никто ничего не пишет на сайте региональных Госуслуг, а потом прямо признали тот факт, что сайту условия диктует управляющая компания - устанавливая сроки принятия сайтом показаний счетчика. А разве так должно быть? Полагаю, сам сайт должен установить сроки, ну а управляющая компания сама пусть изворачивается и думает какие сроки для нее приемлемы и подстраивает под них и население, которое они обслуживают, - считает житель Казани Сергей Седов (фамилия изменена).
На все подобные вопросы, техподдержка местных Госуслуг направила его в местный УК.
- Кто оказывает услугу, тот и определяет. Ну, собственно говоря, в магазине платят не кому-то, а магазину. Пенсионеры пенсию получают тоже в определенный срок и ничего в этом такого. Сделано это для того, чтобы подсчет было удобнее производить. К тому же, учитывая эти показания счетчиков за месяц управляющая компания рассчитывается с поставщиком. И так сказать, поэтому так нужно делать. Ну если граждане дает показания позже, то ничего страшного, значит просто идет сдвиг на один месяц. То есть финансов люди не теряют ничего, - отметил один из собеседников издания.
При этом, региональные Госуслуги сравниваются все-так с неким посредником, который не влияет на детали соглашений между потребителями и поставщиками, а лишь помогает им в более удобной форме финансового взаимодействия.
- Как управляющая компания выстроила систему, как она определила целесообразность, так и решает. Нарушений в этом нет, просто экономическая целесообразность. Например, у меня с 20 по 23 идет срок подачи показаний, хотя я в новостройке живу. У кого то с 20 по 25 число, а кто то вообще, если живет в новом жилом фонде, то там показания в один день снимаются, чтоб никаких потерь не было, - уточнил начальник отдела по работе с обращениями граждан в государственном комитете Татарстана по тарифам Дмитрий Романов.
По словам Романова, Госуслуги это в первую очередь тот ресурс, к которому подключена управляющая компания. В систему вводят данные, которые она потом используется для упрощения работы.
- Сроки подачи показаний едины, ввиду того, что управляющая компания является фронтальной частью большой и сложной системы жилищно-коммунального хозяйства. Это десятилетиями выстроенный и отлаженный комплекс из множества предприятий, который обеспечивает предоставление жителям города наиболее важных базовых услуг - тепла, воды, электроэнергии, газа. Для передачи показаний приборов учета Постановлением российского правительства №354 установлена наиболее оптимальный период - с 23-го по 25-е число месяца, а в отдельных случаях, не позднее 26-го числа, - отметил директор УК «Смарт Дом» Марат Галлямов.
Пресс-служба татарстанского Минцифры не смогли прислать свой комментарий по этому поводу в редакцию, по причине того, что их ответственный заместитель находится в отпуске.
Обязанности нет
Интересно, что в законе нет прямой обязанности жильцов передавать показания счетчиков. Это их право. В постановление правительства России №354 лишь указано, что жильцы домов должны один раз в шесть месяцев допускать представителей исполнителя коммунальных услуг домой для снятия показаний с индивидуальных и общих (квартирных) комнатных приборов. Но не более того. А вот исполнители обязаны снимать показания приборов, если они присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии.
- Потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать данные управляющей организации или уполномоченному лицу не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, - отметила пресс-служба Государственной жилищной инспекции Татарстана.
Исполнитель эти показания приборов установленных в квартирах жильцов должен снимать не чаще одного раза в полгода, а показания общедомового прибора учета - ежемесячно.
А если жители домов не передадут показания счетчиков, то для расчета сначала используют среднемесячный расход ресурсов за предыдущие полгода, и только спустя три месяца будут считать по нормативу. Нормативный расчет обычно не такой выгодный, как оплата по счетчикам.
Но в законе указано, что УК принимает показания счетчиков не позднее 23 или 25 числа каждого месяца. Поэтому УК, ТСЖ или поставщик ресурсов ставят самостоятельно удобный для них период для подачи показаний, в зависимости от биллинговых систем, осуществляющих сбор и подсчет данных с показаний жильцов.
- Даже сейчас людям может прийти за тепло за сентябрь, но это придет только в тех домах, в которых у нас нет счетчиков общедомовых. Это общежития или двухэтажные дома. Что касается конкретики дат, то УК сама определила и ведь разницы никакой нет. УК обычно учитывают удобства не конкретных жильцов, а всего дома. Они обязаны рассчитываться с поставщиками услуг и у них на этот момент тоже должны быть средства. Это все ведь надо заранее рассчитывать и чтобы долгов не было, - считает Романов.
Биллинговые системы
Показания со счетчиков вносятся в электронные системы, где они собираются, а затем передаются в биллинговые системы для подсчета.
- Эти показания попадают либо напрямую в ЕРЦ, либо - в управляющую компанию. УК и проводят расчет с помощью своих биллинговых систем на количество киловатт или кубов, - уточнил Романов.
Со слов начальника отдела по работе с обращениями граждан комитета по тарифам, учитывается прошлый месяц и этот месяц, вычитают одно из другого, и получается количество ресурсов. Потом это количество ресурсов умножается на тарифы и выставляется счет.
- У нас же много различных систем, которые создают удобство в работе. У нас есть сейчас федеральные госуслуги, региональные госуслуги, ГИС ЖКХ, есть система, которую Минцифры разрабатывает. То есть, это федеральные системы определенные разные. А есть системы частные, которые также производят расчеты, и настроены под это. Они в индивидуальном порядке выбираются УК, кому чем удобно пользоваться, - добавил Романов.
Сразу несколько опрошенных экспертов отметили, что для улучшения существующей системы сбора и подсчета показаний приборов учета потребуется внедрение искусственного интеллекта.
Это поможет уменьшить проблемы с несвоевременной передачей показаний, которые ведут к завышению объемов услуг на ОДН (общедомовые нужды), что и способствует переплатам для жильцов. А также поможет в целом исключить ошибки и улучшить систему сферы ЖКХ в целом.
Автор: Павел Наумов