Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!
Вот такую странную, непонятную «царскую псевдо монету», зная мою извечную тягу ко всему неизведанному, однажды подарил мне один хороший знакомый нумизмат.
Даритель сразу предупредил, что это 100% никакая не монета, а какой-то монетовидный жетон.
Кем и когда и для чего он выпущен ему неизвестно.
Отчеканенный на одной из сторон легко узнаваемый царский Российский двуглавый орел несомненно говорил о том, что было это еще до революции 1917 года.
Немного смущала имеющаяся на жетоне легенда - тарабарщина предположительно на немецком, возможно французском языке « LA CONCKUREN CEBRUDER HOROVITZ».
Другая сторона выглядела куда более печально - изображение в центре было стерто и на нем с трудом просматривалась женская голова в профиль.
Материал изделия - латунь.
После относительно недолгих изысканий в интернете выяснилось, что подаренная мне вещица как две капли воды похожа на продукцию фабрики Дмитрия Лазаревича Кучкина.
До революции она размещалась в городе Москве на 4-й Мещанской улице, во 2-м Лаврском проезде. Начала свою работу с 1898 года и специализировалась на выпуске небольших штампованных изделий таких как памятные и юбилейные жетоны из латуни и жести.
Большинство продукции фабрики для продвижения товара (рекламы), своеобразного знака качества и для борьбы с подделками конкурентов было «подписано» одним из логотипов: «ФАБ. Д, КУЧКИН», «Д. КУЧКИН», «ФАБ. Д, КУЧКИН М», «ФАБ, Д, КУЧКИН МОСКВА» или на западный манер «FABRIKANT D.L. KUTSCHKIN».
Но главный доход фабриканту Дмитрию Кучкину приносили так называемые монетовидные подражания, которые были широко востребованы народностями Поволжья, Средней Азии, Кавказа, Приуралья и Сибири в обычай которых с незапамятных времен вошла традиция украшать свои национальные костюмы украшениями из монет.
Такие пробитые в культурно - художественных целях монеты, среди них иногда попадаются очень старинные и ценные, весьма расстраивают нынешних нумизматов (коллекционеров монет) так как пробоина значительно снижает их стоимость.
Хотя, к примеру, во времена Российского царя Александра III подобная монета с отверстием для украшения могла в любой момент снова стать законным платежным средством.
Правительство было против этого бессильно и вынуждено было беспрепятственно принимать их в казну которая, в свою очередь, несла от этого серьезные убытки на переплавку и переделку их в новые полноценные монеты.
Еще в 1885 году Симбирское отделение Государственного банка доносило в Министерство финансов неутешительную информацию - почти вся монета из обращения в губернии была проколота.
Так что на продукцию фабриканта Кучкина правительство смотрело с явным одобрением.
Его монетовидные подражания, лишь отдаленно напоминавшие оригиналы ( в виду чего их нельзя считать подделками) частично сберегали для обращения подлинные российские монеты.
Тем более, что многие из них были снабжены специальным ушком для более удобного использования в качестве украшения.
Польза для государства от этого была очевидна.
Тем более, что на одной из сторон, там где изображалась голова женщины в украшениях из монет имелась пояснительная надпись на французском «ornements des femmes» - украшение для женщин.
Так что законная сторона вопроса предприятием Кучкина была соблюдена.
А вот тут, пожалуй, начинается самое интересное.
Дело в том, что на подаренном мне жетоне вместо фабриканта Кучкина значилась непонятная надпись латинским шрифтом « LA CONCKUREN CEBRUDER HOROVITZ», что заставило меня продолжить поиски.
И они оказались оправданными.
Как выяснилось, на территории Украины в качестве элемента женских украшений с глубокой древности использовался «дукач» (происходит от названия западноевропейской монеты дуката).
Это праздничное украшение с характерно выраженной свадебной символикой, обязательный атрибут девушки брачного возраста. Его, как правило, носили до свадьбы после которой его приберегали для подрастающей дочери или же внучки.
Дукач, как правило, носился на шелковой ленте на шее поверх остальных шейных украшений.
Например, поверх нескольких ниток красных коралловых бус. Иногда за основу будущего украшения использовались подлинные монеты, как правило из драгоценного металла.
Народные ремесленники - ювелиры «золотари» превращали их в настоящие произведения искусства, причем уникальные и неповторимые. Ибо это был штучный товар.
Возможно традиция ношения дукачей идет еще со времен древних славян, так как, время от времени археологи находят серебряные арабские куфические дирхемы с приделанными к ним ушками для ношения в качестве украшений или, к примеру, византийские монеты с грубыми, пробитые неким подобием кованного четырехгранного гвоздя дырками.
Для примера привожу Византийский медный фоллис Романа III (1028 - 1034) снятый мною в одном из Крымских музеев на котором отлично видно как некто их той эпохи скорей всего язычник, так как на монете изображен лик Иисуса Христа, не с первой попытки подобным образом сделал украшение - дукач.
Но любой моде, даже тысячелетней, приходит конец.
Так произошло и с этим девичьим украшением.
Уже в конце XVIII - начале XIX века дукач на землях Украины перестал использоваться отказавшейся от старинного национального костюма местной шляхтой. Западная европейская мода стала активно проникать в их среду.
С этого момента дукачи превратились в украшение исключительно простонародья - мещанок небольших украинских городков и провинциальных селянок.
Соответственно, дорогие «дукачи» им были не по карману и с этого момента их качество и художественное оформление заметно снижаются.
К началу XX века в качестве дукачей использовались даже рядовые медные монеты из обращения.
К концу позапрошлого века они превращаются в грошовые украшения. Искусство средневековых золотарей сходило на нет.
Так что монетовидные жетоны московской фабрики Кучкина оказались к началу XX века как раз кстати.
Они нашли своего небогатого, но массового потребителя, заняли на время свое место на тамошнем галантерейном рынке.
Причем, у фабриканта Кучкина, как говорится «поближе к потребителю», появились также поймавшие недолгую денежную волну конкуренты.
В Одессе и других городах Малороссии они организовали свои мастерские на которых из латуни (на более тонких штампованных кружках чем у Кучкина) изготовляли похожую недорогую продукцию.
Один из экземпляров которой и был мне подарен моим хорошим знакомым коллекционером - нумизматом.
Ибо на них как раз и помещались непонятные «немецкие надписи» типа « LA CONCKUREN CEBRUDER HOROVITZ». В интернете мне попались еще « LA. COНCKUREN CEBRUDER HORDVITZ» и совсем замысловатое « VENTE DES MARCHANDISES DIFFERENTES».
А на сегодня все.
Благодарю читателей и подписчиков канала,желаю здоровья
Надеюсь, статья вам понравилась.
Ваш Алекс Путешественник!
# Нумизматика
# Коллекционирование
# Дукач
# Жетоны
# Интересные находки