«Божественная комедия» – одно из величайших произведений мировой культуры, в котором автор отобразил не просто средневековую структуру ада, но и наполнил свое творение огромным количеством знаний из разных областей науки, философии, богословия, психологии, истории и т.п.
Данте смог создать произведение, которое оказалось актуальным в разные эпохи, как в прошлом, так и в наше время, и еще в будущем будет служить источником мудрых мыслей.
Одним из интересных элементов в изображении загробного мира в «Божественной комедии» в части «Ад», является классификация грехов. Традиционно для христианской веры утверждается мысль о том, что после земной жизни всех людей ждет загробное существование, которое зависит от того, насколько грешен или безгрешен был человек при жизни. Ключевая идея буквально выбита на вратах Ада – «оставь надежду, всяк сюда входящий», что означает, что в загробном мире есть свои правила, которые неподвластны человеку, и его судьба тут будет плачевна, неизбежны бесконечные страдания, как расплата за свои прижизненные грехи.
Данте размещает грешных людей в Адских чертогах в соответствии с классификацией грехов, которые заложил еще Аристотель в своем сочинении «Этика». Ад построен как некая концентрическая структура, состоящая из нескольких этажей, кругов, каждый из которых по мере достижения самого дна Ада, все более и более усугубляется по тяжести грехов и наказаний.
Первый круг – Лимб, в него попали души людей, которым отказали войти в рай. Тут все пропитано вечной скорбью, нет физических страданий. Сюда попали люди некрещенные или так называемые «добродетельные» язычники, те кто искал истину, не будучи христианином, например, известные мудрецы Аристотель с Платоном и Плутархом.
Второй круг – любители сладострастных утех, те, кто изменил мужу или жене.
Третий круг – чревоугодники, обжоры.
Четвертый круг – жадность, здесь мучаются скупые люди и также расточительные транжиры. Интересно, что эти люди словно две стороны одной медали – те, кто чрезвычайно скуп, и те, кто наоборот, бездумно транжирить все, что имеет.
Пятый круг Ада – это место для чересчур сердитых людей и тех, кто предается унынию – как и в кругу четвертом, это две противоположные сущности.
По идее автора, самые тяжелые грехи, за которые людей подвергают жутким карам, это – насилие, ложь, предательство. Эти грешники сидят в круге Шестом и ниже.
Так, в восьмой и девятый круг помещены грешники, чьи пороки, согласно иерархии наказаний, являются наиболее тяжелыми и требующими мучительной кары.
Шестой круг служит пристанищем для еретиков и тех, кто проповедует зло, злоучители, их тут заживо жгут в могилах.
Седьмой круг – грех насилия.
Восьмой круг – тут сидят обманщики, двуличные люди и сводники.
В Девятом кругу – ледяном озере – навеки вмерзли те, кто будучи человеком, предавал своих близких, свою Родину или Бога. Именно на дне 9 круга, в центре земли сидит и король ада – Люцифер.
Данте не просто описал путешествие своего героя по загробному миру, он создал четкую классификацию различных областей этого пространства, которая подчинена определенной логике и ее структура и наполнение соответствует тем или иным установкам, заложенным авторским видением, основанном на фундаментальных и классических представлениях людей прошлого о загробном мире. Таким образом, автор создал настоящую энциклопедию загробного мира, в которой все читатели могли почерпнуть знания о том или ином интересующим их нюансе.
Интересно, что степень страдания грешных людей согласуется со степенью совершенных им грехов. А тяжесть грехов регулируется определенными нормативами, начиная от легких, например, обжорство и заканчивая самыми тяжкими – предательство. Характерно, что даже убийство по Данте не является самым тяжким грехом. Предать, обмануть – близкого или Родину – более тяжких грех, чем насилие.
Замысел дантовского Ада во многом вдохновлен древнегреческой идеей «adikia» (несправедливость, неправда), получившей свое классическое выражение в тезисе Аристотеля: «несправедливость - не часть порока, а порочность в целом». А высказывание Платона о неотвратимости наказаний в Аиде за несправедливые поступки в земной жизни можно было бы вообще поставить эпиграфом ко всему дантовскому Аду: «Сказания, передаваемые об Аиде, - а именно, что там придется подвергнуться наказанию тому, кто здесь поступал несправедливо, - переворачивают душу: что если это правда?»
Данте описал в своем произведении структуру греховности. И это можно рассматривать, словно некий Уголовный кодекс, в котором также расписаны все преступления и мера ответственности и наказания за их совершение. Но если Уголовный кодекс является бесстрастной констатацией фактов, то «Божественная комедия» показывает все в красках, эмоциях, выполняя роль не просто увлекательного чтения, но и произведения, которое заставляет задуматься, произведения-предостережения. Грех - это преступление против естественного хода жизни, против личности и здоровья других людей, а также и против себя самого. Данте предупреждает, что всему есть некое мерило, которое однажды будет мерить всех людей по их заслугам и даст то или иное наказание или благословение.