Когда-то, будучи начитанной школьницей, которая глотала книги, как циркач-кудесник глотает шпаги, я взяла в руки томик «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте, почитала-почитала, да и отложила. До лучших времён. Лучшие времена наступили только через несколько лет. Современная школа рекомендует ученикам ознакомиться с произведением в девятом классе, но я до сих пор считаю, что далеко не все дети готовы в этом возрасте погрузиться в такие сложные книги.
Между тем "Фауст" считается одной из самых трудных книг в мировой литературе.
Благодаря сложной прихотливости ритмов и мелодики, «Фауст» считается одной из вершин немецкой поэзии. Он входит во Всемирную библиотеку (список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба).
Сам Гете считал «Фауста» драматической поэмой, но текст не поддаётся однозначному определению ни с позиций жанра, стиля или ритма, ни с точки зрения смыслов и образов.
Впечатляет и то, что Гёте работал над «Фаустом» целых 60 лет! Писатель начал работу, когда ему едва исполнилось двадцать, а закончил перед самой смертью. И да, за свою жизнь Гёте написал немало других произведений, но основной его труд, несомненно, «Фауст».
В основе лежит известная легенда о Фаусте, знакомая писателю с детства. Стоит ли говорить о том, что к этой теме обращалось немало авторов, но в веках остался только Гёте, который переосмыслил и изменил легенду.
Произведение получилось настолько сложным и многоплановым, в нём зашито столько пластов, поднято философских вопросов, что выделить какую-либо одну идею просто невозможно.
«Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в «Фаусте»? Как будто я сам это знаю и могу выразить! “С неба через мир в преисподнюю” — вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, это процесс и действие. Далее, если черт проигрывает пари и если среди тяжелых заблуждений непрерывно стремящийся ввысь к добру человек достигает спасения, то в этом, правда, есть очень действенная, много объясняющая, хорошая мысль. Но это не идея, лежащая в основе целого и пронизывающая каждую его отдельную сцену. В самом деле, хороша бы была шутка, если бы я пытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего “Фауста”, нанизать на тощий шнурочек одной единой для всего произведения идеи!»
Гёте
Даже те, кто «Фауста» не читали, знают о книге либо благодаря знаменитой опере Шарля Гуно, либо благодаря знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»:
«…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и постоянно совершает благо.»
Доходит до того, что иногда под этой цитатой ставят подпись Булгакова. Но не будем о грустном. Сам Булгаков, который любил и произведение Гёте, и оперу, в своём знаменитом финальном романе, который он тоже писал долго — 12 лет, продолжил размышления о дьяволе. Вдумчивый читатель найдёт немало пересечений, но об этом в другой раз.
Спектакль
Долгое время считалось, что поставить спектакль по такому объёмному произведению невозможно, особенно, если затрагивать вторую часть, наиболее трудную для понимания, которая уходит в глубокий символизм и сложные отсылки, а ведь именно во второй части Фауст слепнет. Поэтому увидев название спектакля, я сразу поняла, что это претенциозная заявка. Что и говорить, ставить и экранизировать классику невероятно сложно, а уж «Фауста» и подавно.
Но молодой перспективный режиссёр Сергей Тонышев сразу расставил точки над «и», объясняя, что для постановки выбрана одна из граней:
«Фауст» – это драматургия, которая переворачивает с ног на голову. Мы попытались пойти в сторону человеческой чувственной истории. «Как Фауст ослеп» – история доктора, в первую очередь, человека, по призванию спасающего других людей. В спектакле мы пройдем путём этого человека, попытаемся разобраться в его и своих желаниях. Своеобразная операция над душой. Есть ли она, душа?
Постановка получилась сложной и неоднозначной. Для начала шикарны оформление спектакля и сценография. Всё начинается с разговора с Богом (зрители слышат голос Константина Райкина, в программке он обозначен как Голос), затем операционная, режущий глаза свет, боль, смерть, отчаянье, кафель, покойники, зеркало, кровь. Проём в стене, из которого появляется Мефистофель. Это проём сыграет свою роль почти на протяжении всех сцен спектакля.
Подчеркивается, что главный герой Фауст – врач, призвание которого спасать людей.
Музыка, свет и его игра с зеркалом становятся дополнительными персонажами. В спектакле есть и комические сцены, и очень красивые (как, к примеру, ночь Гретхен), и страшные, и глубокие. Палитра переходов от крика к шёпоту, от яркого белого слепящего света к темноте всё время держат в напряжении и не дают отнестись к происходящему поверхностно, вы точно будете заворожены.
Для постановки взяли за основу перевод Бориса Пастернака. Но сценическая редакция полностью переработана, поэтому мы видим переплетение виденья не только гениального Гёте, но и Пастернака, а ещё и самого театра. Ещё раз обращу ваше внимание на то, что в постановке используется и вторая часть, которую обычно не трогают.
И хотя спектакль самодостаточен, то есть его можно смотреть без подготовки и всё будет понятно, я бы всё же рекомендовала перед просмотром освежить в памяти текст Гёте, а если так вышло, что вы не читали, то исправить это досадное недоразумение. Поверьте, постановка от этого только заиграет другими красками.
В любом случае, мой вердикт: смотреть! А потом приходите, обсудим.
P. S. Фотографии взяты с официального сайта «Сатирикона», поскольку политика театра категорически запрещает съёмку во время спектакля.
Состав:
Гретхен: Алина Доценко | Екатерина Воронина
Фауст: Владимир Большов заслуженный артист РФ | Артём Осипов
Мефистофель: Денис Суханов народный артист РФ
Юный Фауст: Константин Новичков | Даниил Пугаёв
Мама Гретхен: Лика Нифонтова народная артистка РФ
Ведьма: Эльвира Кекеева
Марта подруга Гретхен: Ульяна Лисицина
Ангелы: Илья Гененфельд
Елена Голякова
Ульяна Лисицина
Ярослав Медведев
Полина Райкина
Илья Рогов
Софья Щербакова
Голос: Константин Райкин народный артист РФ
О спектакле вам рассказывала Оксана Есипова
Больше фотографий со спектакля в моём тг канале
Напоминаю: в телеграмме больше личного, а также фоторепортажи, рисунки нейросетей и т.д., и что немаловажно — экстренная срочная связь со мной, а также ссылки на все соцсети, в вк — удобного, в ок — привычного.
❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес
Моя печатная книга "Парс фортуны" уже отпечатана в типографии ❤️👇
Приобрести: Эксмо | Читай-город | Буквоед | Book24 | Озон
Другие мои книги на Литрес ❤❤❤ Я их писала специально для вас ❤❤❤