Прекрасный маркер, кстати, что мы больше любим. Иллюзии о нас или нас реальных. Понимание наших предпочтений поможет сориентироваться при выборе. Да и осознать, почему оставляет равнодушным реализм, тоже. Не побоюсь сказать, что некоторым он кажется скучным и неинтересным. Так ведь во всем есть своя правда. Реализм проявляет одно, иллюзия (равно взгляд художника на что-то) - другое.
Реальность
Валентин Серов
Думала, что писала о Валентине Серове отдельно. Ан нет. Ставлю галочку себе за упущение. Возможно некоторые скажут, что реалистичный портрет неинтересно. Вдумайтесь. Серов писал характер человека. Проявлял через живопись его личность. Я, как зритель, чувствую это. Полистайте галерею ниже. Они все разные по характеру.
Утонченная, с фантастическим профилем Ида Рубинштейн. Есть нечто мифологическое в ее образе. Летящее, утонченное. Следующий портрет Петра Романова. Что думаете? Один взгляд его глаз пробирает до мурашек. Такой взгляд я бы назвала стальной. Третий - портрет Генриетты Гиршман. Мне только кажется, что она чуть отгораживается. Рука изогнута так, что хочется отойти, да и взгляд отодвигает зрителя на дистанцию. Красивая женщина. Стать, изящество, загадка - все при ней.
Иллюзия, похожая на реальность
Но вот так ли иллюзия иллюзорна? Если она есть взгляд художника на что-то, то что она проявляет? Подо что иногда иллюзия маскируется?
Взгляд художника, который можно выразить известнейшей фразой "я художник, я так вижу", имеет право на жизнь. Хотя бы потому, что иногда такой взгляд может выхватить нечто иное, то, что мы не видим. Подчеркнуть выпукло. Наверное, в этом случае, иллюзию - назовем ее так - можно сравнить с возможностью, ожиданием. Проще говоря, представить нам иллюзию под видом реальности.
Виктор Орешников
Несколько академично написаны портреты. По мне, так даже скучноваты. Нет "мяса", ну не хватает как минимум, для меня. Но тем не менее, есть в них определённая стилистика. Стилистика, с одной стороны, проявляет живописные методы художника. С другой, что мне немного огорчительно, лишает индивидуальности моделей. Лишает их характера (того самого "мясца").
Подобрала несколько портретов в галерее. Есть эмоция, безусловно, у каждой героини. В остальном остается чувство некоей идеализации, стерильности. Для тех, кто выражает в комментариях возмущение скажу вот что, наши с вами представления могут не совпадать. Не возмущайтесь. Лучше напишите, что в этих портретах видите и чувствуете вы.
Иллюзия
Хаим Сутин и Амедео Модильяни
Вопрос в восприятии и в том, что же человек - в итоге, заказчик, - хочет видеть и получить от художника. Портрет его самого, либо взгляд художника на него. Вот, кстати, у Хаима Сутина портреты тоже были про взгляд художника, и у Модильяни.
Иллюзия, реальность или все вместе?
Три этих разных пути восприятия никак не хуже и не лучше друг друга. Они просто разные. Они проявляют сферу наших предпочтений в той жизни, которую мы живем.
Правда, она же реализм, скучна, обыденна. В ней бесконечное множество оттенков и деталей, на которые просто совершенно не хочется обращать внимания, уделять им время и свое место. Зачем? В этом есть своя ирония. Так мы экономим.
Иллюзия реальности нас обедняет. По сути проявляет шаблон, с которым мы подходим ко всему в этой жизни. Обращаем внимание лишь на куски, затрагивающие нас эмоционально.
Непосредственно иллюзия. Она интересна тем, что уносит нас из реальности. Она же талант, она же порок. Две стороны одной медали. Все зависит от пути, по которому идет человек (художник в нашем случае). Насколько он свободен и усерден в своих делах.