Учителям порой приходится не только учить и воспитывать, но и ПЕРЕучивать и ПЕРЕвоспитывать. Такое случается, когда дома дети привыкают к одной манере поведения, например, а в школе эта манера мешает и окружающим, и им самим.
А ребенок и не понимает что не так. Объясняешь, и потом, простите за такое слово, дрессируешь, потому что многократное повторение и настойчивое привитие иной линии поведения только так и можно назвать.
Не перебивай! Дай человеку закончить, потом высказывайся сам!
Вот очень частая проблемка. Они дома вклиниваются бесцеремонно во взрослые разговоры и никто их не одергивает. Потом в школе не дают друг друг говорить, перекрикивают, комментируют чужие высказывания, не дослушав до конца. И учителей даже перебивают. Раньше такого не было, поток перебиваний начался несколько лет назад. Сейчас ученики младших классов часто совершенно не умеют уважительно относиться к собеседнику.
Пример с урока.
Приветствую класс:
-Good morning, pupils...
-Здраааааавствуйте!
Это Вася выкрикнул и плюхнулся на свое место. А я не закончила еще, не разрешила садиться. Вообще отвечать у нас принято хором:
Good morning, teacher!
После этого учитель говорит (годами!):
Sit down, please. Who is on duty today?
И дежурный представляется, докладывает кого нет, называет дату и домашнее задание. Часто учитель задает дополнительные вопросы про погоду, семью или домашних питомцев. Это разговорная практика, речевая разминка и оргмомент в одном флаконе. Такой порядок начала урока английского из года в год ученики раньше усваивали за пару раз, а теперь приходится снова и снова объяснять как должно быть.
Почему до них доходит элементарное с десятого раза? Потому что порядка в их жизни очень мало, они в хаосе привыкли жить.
Нет, я не обобщаю, не утверждаю, что так везде и все современные дети такие. Все чаще прихожу к выводу, что именно в моем регионе (в таежной глуши) всевозможные нормы претерпели изменения, думаю, это отражение упадка культурного уровня населения. В деревне нынче остаются малограмотные, нежелающие работать, учиться, развиваться. Те выпускники, которые окончили нашу школу году в 2007-2010, и никуда не поступили, остались в родном краю и перебиваются кратковременными заработками или живут на пособия. Сейчас уже их дети учатся в нашей же школе, еле-еле учатся, если честно. И именно они никак не привыкнут не перебивать, не употреблять обсценную лексику, да вообще вести себя пристойно.
Недавний случай.
Закончился урок в 4 классе, дети собираются, входит 10 класс, свои принадлежности выкладывают. Мальчик Вова Петров из 4-го вдруг выдает нечто неприличное, обращаясь к однокласснику. У меня челюсть падает и у 10 класса тоже. Старшеклассники ему:
Ты совсем что ли? Учитель рядом стоит! И вообще мал еще так выражаться!
Мальчик недоуменно:
А чё я такова сказал?
4 класс уходит, 10 продолжает обсуждать:
-Вот малышня пошла! Даже не стыдно!
-Да у этих Петровых все так выражаются. На остановке с ними стояла, так они прям при матери такое загибают, а она им замечания не делает, сама так разговаривает.
И что мы от детей хотим, если это их жизнь, их нормы?
Мать Петровых тоже моя ученица бывшая, она дважды на второй год оставалась, потом рано родила и до сих пор в этом процессе, демографию поднимает. И таких я могу насчитать с ходу человек 10, а это уже 10 семей, в каждой по 3-5 детей.
Есть семьи, где уровень культуры чуть повыше, они ни в родительских чатах, ни в обществе не выражаются. Но вести себя в остальном не умеют. Их дети на переменах напоминают миньонов, при чем некоторые даже не желтеньких "Банана! Банана!", а фиолетовых.
Специфические забавы у них: забить мандаринами унитаз, стены описать и даже... создать граффити шоколадного цвета.
Опять-таки, не все! Я не обобщаю, но их все больше.
Не ценят того, что для них делается. Пуфики красочные и мягкие поставили в коридорах - порвать, изрисовать! Картинки интересные (география, история, космос) повесили - ободрать! Директор плазму выбила, в фойе установили, чтобы не скучали дети, ожидая школьный автобус. Ну недели две смотрели "Смешариков" и "Фиксиков", а потом тоже что-то сотворили - не работает.
Вандализм процветает и на детской площадке, и даже с памятника у нас как-то дощечки пооткручивали.
Все хорошие ребята уезжают после школы и больше не возвращаются. Понимаю, в деревне делать нечего. Снова останутся у нас те, кто желает разлагаться, а не развиваться.
Вот мы и ПЕРЕвоспитываем старательно. Иногда получается, иногда нет.
А еще возникает необходимость в ПЕРЕвоспитании, когда берешь класс после другого учителя, а ты с его воспитательной концепцией совсем не согласен.
Макаренко и Крупская.
Методы Макаренко неодобрительно называли «макаренковщиной» и считали слишком жёсткими. Например, Антон Семенович считал принуждение и наказание необходимыми методами воспитания, а Надежда Крупская настаивала на идее полного отказа от них, потому что страх наказания воспитывает в ребёнке раба.
Я - за Макаренко, а мой предшественник - за Крупскую, многие Яжмамы современные тоже.
Как-то уже рассказывала случай, когда взяла класс после другого учителя, а мне одна девочка прямо говорит:
Вы мне не нравитесь!
И объяснила это тем, что у предшественницы было легко и весело, а у меня учить надо.
Вот я их год и ПЕРЕвоспитывала, вполне преуспела. А потом снова нам классы поменяли с той учительницей, еще год она у этих детей английский вела, а потом вышла на заслуженный отдых, ко мне класс вернулся. И как же досадно видеть, что за этот год они пришли к отправной точке! Все мои усилия прахом.
Когда в голову взбрело ребенок встает и идет... к мусорке, к учительскому столу с вопросом, к Вовке за стирашкой, да куда угодно! А у меня так нельзя. И домашнюю она на выходные совсем не задавала. А как по английскому можно не задавать? Там темп такой, что просто невозможно расслабляться. В будни домашняя была, но мало не по возрасту. Например, одно упражнение письменно, где нужно вставить вариант to be.
А новые слова учить не надо? Как оказалось, нет. Они их читали, конечно, но тех же диктантов отродясь не было. И аудирования тоже. И монологов/диалогов.
Так учиться легко и весело, а в журнале у всех 4 и 5. На меня в этом году уже жаловались возмущенные родители, приходили ругаться мамы и бабушки. Все объяснила, критерии показала - успокоились и согласились.
Есть и несдающиеся. С прошлой весны воюют со мной 4 мамы, которые сами в школе же работают. Нет, это не учителя. Про эту забавную и заведомо проигрышную для мам войну расскажу как-нибудь в другой раз, может что посоветуете. А еще мне нужен совет со стороны в одной непонятной ситуации с ученицей. Завтра расскажу)
Спасибо вам за ваше мнение!
P.S. воскресенье у меня обычно день готовки, поделюсь рецептами по окончании. Анонс: кальбитан с кедровыми орешками и тесто, которое получается всегда.