В педагогические вузы нужно принимать только тех, у кого есть призвание и любовь к детям. Об этом накануне профессионального праздника — Дня учителя — «Парламентской газете» сказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, кандидат педагогических наук Лилия Гумерова.
- Лилия Салаватовна, какие из принятых за последние годы законов, касающихся поддержки учителей, самые важные?
- Во-первых, изменения в закон об образовании, исключившие из законодательства понятие «образовательная услуга». Это важное решение, потому что не должно быть никаких ассоциаций педагогической деятельности с коммерческими услугами. Образование и воспитание неразрывно связаны и являются фундаментом в жизни каждого человека. Именно учитель наполняет смыслом школьные годы, помогает получить прочные знания, воспитывает, формирует мировоззрение, учит верить в себя, в свои мечты и в свою Родину.
Во-вторых, закон, направленный на защиту чести и достоинства педагогов. Вопрос поднимался и самими учителями, и родителями. К сожалению, бывают случаи, когда педагог становится объектом насмешек, травли, а подростки чувствуют свою безнаказанность. Такого не должно быть в школе. Наш закон — это четкий посыл: учитель должен быть защищен. Великую Отечественную войну выиграли учителя. Это они воспитали Зою Космодемьянскую, Олега Кошевого, Александра Матросова, всех бойцов, сломивших фашизм. Это наши учителя воспитали современных героев — участников СВО, которые отважно и смело встают на защиту своей Родины, в том числе жителей возвращенных регионов. Честь и достоинство учителя — константа, которая не должна подвергаться сомнению.
Третий из значимых законов касается снижения бюрократической нагрузки на учителей. Он предусматривает сокращение количества документов, которые должен вести учитель, до пяти. Но, по опросу Рособрнадзора, существенного снижения отчетной нагрузки учителя пока не почувствовали. Кроме бумажных отчетов, они заполняют около 40 информационных систем и мониторингов, которые во многом друг друга дублируют. Это огромная нагрузка. Следующая наша задача вместе с коллегами и профильным министерством добиться синхронизации подходов в этом вопросе.
- Сейчас вводят единый подход к формированию зарплат учителей. Но тогда в более выгодном положении окажутся те, кто живет в регионах с относительно невысокими ценами, а учителя в мегаполисах окажутся в худшем положении.
- Средняя зарплата учителя привязана к средней зарплате в регионе, поэтому специфика учитывается. Еще в 2020 году Совет Федерации принял Обращение к Правительству об установлении единых подходов к формированию заработной платы учителей. Совместно с Министерством просвещения мы провели масштабный анализ, который показал, что сегодня в стране порядка 37 тысяч подходов к формированию заработной платы. Это значит, что практически каждая школа сама формирует эти подходы. Разброс базовой части — от 8 до 22 тысяч рублей. Также в некоторых субъектах существует порядка 60 различных оснований для стимулирующих выплат. За один и тот же труд заработная плата учителя может отличаться не только в соседних регионах, но и в соседних школах. Поэтому были разработаны единые для всех рекомендации, утвержденные на трехсторонней комиссии. Сегодня важно, чтобы субъекты посмотрели, сколько и в каком объеме им потребуется дополнительных финансовых средств к внедрению единого подхода с 2025-2026 года. Как вы знаете, в Послании Президент поручил Правительству к 2025 году отработать новую модель оплаты труда бюджетников, а в 2026 году принять окончательное решение для всей страны. Мы будем держать вопрос зарплаты учителей на постоянном контроле, потому что в проблеме нехватки кадров низкая зарплата — одна из базовых.
- То есть потребуются дополнительные расходы бюджета?
- Безусловно. Как сказал Владимир Путин, тема сложная и капиталоемкая. Но ее необходимо решить, ведь без учителей даже самая современная школа — просто здание.
- Как вы относитесь к часто высказываемой идее отменить ЕГЭ?
- С момента внедрения ЕГЭ многое сделано для его совершенствования. Вернули сочинение, устную часть по иностранному языку, ушли от так называемой «угадайки». Но проблемы есть. Например, несовпадение контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и школьной программы, из-за чего многие родители школьников нанимают для них репетиторов и ругают систему ЕГЭ.
Единый экзамен должен быть понятным инструментом проверки знаний учащихся, которые они получили в школе. Поэтому мы сейчас говорим о едином образовательном пространстве и единых учебниках. Это будет серьезным шагом, чтобы изменить ситуацию и ликвидировать теневой рынок репетиторства. Если задания ЕГЭ будут совпадать со школьной программой, необходимость в репетиторах отпадет. Но мы отстаиваем ЕГЭ из-за возможностей, которые он предоставляет. Я встречалась с ребятами из Башкирии, которые сейчас учатся в лучших столичных вузах. В мое время такой возможности у человека из простой семьи не было. Многие из ребят не имели возможности доехать до Москвы и принять участие во вступительных экзаменах.
- Кто была ваша первая учительница?
- Я свою первую учительницу Татьяну Васильевну Шевцову вспоминаю с теплотой. Как она заботилась о нас, как говорила с нами, понимая нашу ранимость. Ведь первоклассник — это маленький человек, который делает первый шажок во взрослом мире, в чем-то страшном, в чем-то интересном. Он переживает, поэтому очень важно, кто его встретит на этом важном жизненном этапе.