Можно по разному относиться к дизелю, но приходится признать, что это пока лучшее, что есть из ДВС. Особенно, если нужно много ездить или возить. Существовавшее ранее предубеждение против дизельных моторов во многом связано с запахом солярки. Сейчас ситуация кардинально улучшилась, хотя и не до конца. Еще нужно помнить, что эксплуатация дизеля требует хорошего знания нюансов конструкции мотора. Иначе дизель можно легко «уложить», это не бензин, тут ошибаться нельзя. Ну и конечно нужно уметь оценивать его состояние по самым простым признакам.
Ресурс дизеля зависит от трех основных факторов – манеры или стиля вождения, качества солярки и правильных настроек работы топливной системы. Хотя многие «эксперты» настаивают, что самый важный и самый главный критерий - это состояние топливной аппаратуры. Ну типа, если стоит немецкие насос и форсунки, плюс ЭБУ от Bosch, то все будет в порядке, а остальные варианты нужно отметать напрочь. Можно, конечно, поступать и так, но в этом случае найти приличный и недорогой дизель будет очень сложно. А рассказ о всех приличных производителях – это очень большая тема для отдельного разговора.
Нужно знать следующее
Ухоженный и нормально настроенный дизель, неважно чей он и с какой аппаратурой, способен проработать не меньше брендового. Если же агрегат изрядно запущен, то неважно какого он бренда, от такого нужно держатся подальше.
Диагностику и осмотр нужно начинать не с дизеля, а с машины и водителя. Смотреть нужно все, к чему можно будет дотянуться. Цель – постараться определить манеру вождения владельца. Смотреть нужно все - рычаги, педали, троса, даже рулевое и состояние передней подвески. Для начала просто заглянем под капот. Если все органы управления будут в порядке, старые, но не разбитые, то можно смотреть дальше. Если видно, что был ремонт, есть свежие троса и втулки, то это уже «звоночек».
При рваной и импульсивной манере вождения дизель выхаживает очень немного. Обратите внимание, как ездят водители тяжелых фур, вот так правильно ездить на машине с дизельным двигателем. Тогда реально получить пробег до 500 тыс. км. Да, именно так, «в натяжечку» с постепенным наращиванием оборотов педалью газа. Можно даже попросить собственника машины, чтобы прокатил, заодно посмотреть на его манеру вождения и увидеть динамику работы дизеля, есть ли провалы в работе, как набирает обороты и температуру. Это все очень важно.
Далее смотрим на выхлоп
За время пробной поездки дизель успел прогреться и не должен дымить на холостых или на небольших прогазовках. Посадите владельца за руль, пусть он попытается тронуться с места на пустой машине. Если полетел дым из трубы при прогазовке на «холостых», то с дизелем все очень плохо. Это не может быть проблемой форсунок или ТНВД, регулятор выдает самую малость солярки, поэтому сгорание должно быть полным. Скорее всего кольца изношены до предела. Умеренно изношенный, но правильно настроенный дизель в момент начала движения машины, может дать маленьким облачком дыма, не более.
Далее проверяем работу дизеля на повышенных оборотах. Если сразу появился черный дым, то проблема в турбине. Ремонтировать ее не слишком дорого, но как показывает практика, за отремонтированной турбиной потянется насос, а там и проблемы с поршневой подоспеют. Хотя в принципе мотор еще можно восстановить, вопрос – нужно ли это Вам, и во сколько обойдется такая процедура. Если других вариантов нет, то автомобиль нужно гнать на диагностику, чтобы установить причины, а заодно сбить цену.
Хуже, если дизель просто чуть поддымливает, обычно на переходных процессах. Это самая плохая ситуация. Проблема явно с работой форсунок и регулятором. То есть пробег может быть и небольшим, то владелец явно ездил на авто с дизельным двигателем как на спорткаре. Искать причину самостоятельно бессмысленно, оставлять без внимания – тем более. Если оставить все как есть, то дизель пробежит еще 40-50 тыс. км при самом аккуратном вождении, и все. Хотя мог бы еще пройти впятеро больше. Вручную причину найти может только опытный мастер, и то не всегда, так что прямая дорога на диагностику.
Если под нагрузкой из трубы вылетает сизый (синий) дым, то это горит масло
Однозначно проблема с компрессией, причем не обязательно с кольцами. Причиной может быть выработка поверхности гильзы. Например, долго ездил на плохой солярке с водой или еще хуже - на газовом топливе. Потом заменили кольца, покатались еще, и все – оправили машину на продажу. Вторым признаком убитого блока может быть тяжелый пуск мотора или на дизеле стоит более мощная новая турбина, чем та, что предусмотрена конструкцией.
Что касается подтеканий масла и топлива. Смотреть пятна на холодном дизеле нет смысла. До показа владельцы вымывают моторный отсек и сам дизель до блеска. А вот после пробной поездки заглянуть под капот стоит. По крайней мере будет повод поторговаться за пробитую прокладку или выпотевающую на штуцере солярку.
Примечание от автора: хотел поделиться своим опытом. Буду рад, если смог помочь данной статьей
С уважением, Владимир Воробьёв