Найти тему
Журнал «Эксперт»

Светлана Чупшева: «Благодаря работе с бизнес-сообществом трудоустроено уже 6 тысяч человек с ограниченными возможностями»

Как вовлечь бизнес в создание общественного капитала.

Фото: Агентство стратегических инициатив
Фото: Агентство стратегических инициатив

Национальный инклюзивный договор меняет к лучшему жизнь миллионов людей в нашей стране и помогает предпринимателям внедрять лучшие практики для людей с ограниченными возможностями. Зачем бизнесу участвовать в инклюзивных проектах и какую выгоду он от этого получит даже без прямой государственной поддержки, «Эксперту» рассказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

— Что такое Национальный инклюзивный договор? Кто и для кого этот проект реализует?

— В нашей стране более 11 млн людей с инвалидностью. Проблемы этих людей касаются и членов их семей, а это еще порядка 30 млн человек. Есть государственная программа «Доступная среда», которой уже много лет. Присоединившись к Международной конвенции по защите прав инвалидов, мы формировали свою законодательную базу, которая гарантировала бы равные права и возможности для людей с инвалидностью, возможность работать и получать медицинскую, социальную помощь. Многое сделано. Мы двигаемся в сторону доступности всех учреждений для этой категории людей. И крайне важно, что этот принцип закладывается и в национальные проекты, которые реализуются в нашей стране.

Но бизнес, несмотря на то что это уже должно стать нормой, не очень активно включается в повестку инклюзии, создания равных возможностей для людей с разными особенностями. Через национальный инклюзивный договор мы показываем, что это значимо.

По сути, договор — это публичное обязательство частной компании делать свои услуги и товары доступными для людей с инвалидностью, трудоустраивать их, обучать своих сотрудников общению и сопровождению людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Конечно, бизнес очень рационален. Он говорит: «А что вы дадите нам взамен?!» Моя принципиальная позиция состоит в том, что это должно быть добровольное участие. Это не благотворительность. Национальный инклюзивный договор должен быть частью стратегии бизнеса. Предприниматель должен захотеть, чтобы его услугами могли пользоваться все. Это увеличит капитализацию бренда и лояльность к этой компании, потому что она транслирует правильные смыслы.

Есть, конечно, и экономические эффекты от такой деятельности. Мы проводили исследование с аналитическим центром НАФИ о том, какие убытки несет бизнес из-за потери такой категории клиентов, как люди с ОВЗ. Верхнеуровнево это 5 млрд руб. ежемесячно. Такую сумму теряет бизнес просто потому, что не адаптирует свои услуги и сервисы для людей с инвалидностью.

— В любом договоре есть минимум две стороны. Одна сторона — бизнес. Вторая, я так понимаю, в данном случае —Агентство стратегических инициатив (АСИ). Можно ли говорить о том, что бизнес от АСИ что-то получает: методологию, рекомендации, опыт?

— У нас есть несколько элементов в проекте. Например, исследовательская часть: мы постоянно смотрим, какие исследования есть в мире и России по этой тематике, готовим всевозможную аналитику. Мы ежегодно отбираем лучшие инклюзивные практики. Кроме того, проводим образовательные акселераторы и программы, на которых практики из бизнеса на собственных примерах рассказывают, как они обучают сотрудников, как трудоустраивают инвалидов, как создают новые доступные сервисы для людей с инвалидностью, как меняют сайты, чтобы они были доступными и для незрячих, и для слабослышащих, и для людей с проблемами моторики.

На сегодня подписано более 1,4 тыс. национальных инклюзивных договоров. В числе партнеров — как крупные компании, так и небольшие предприятия. Например, кафе «Огурцы» в Санкт-Петербурге, которое открыто как раз для людей с инвалидностью. Здесь также работают люди с особенностями ментального здоровья. Или, например, частный музей, который адаптировал свои экскурсии — и сегодня они доступны слабовидящим и слабослышащим людям.

Крупные партнеры уже не один год занимаются этой повесткой. Это, конечно, Центральный банк России и Сбер, для которых инклюзия — одно из стратегических направлений деятельности. Так, Центральный банк внес огромный вклад в то, чтобы финансовый сектор сегодня был доступен для людей с инвалидностью.

Сеть магазинов «Магнит» тоже наш партнер. Коллеги трудоустраивают инвалидов и обучают своих сотрудников общению с особенными покупателями, которые приходят в магазины.

— Любой проект нуждается в оценке качества исполнения. Кто берет на себя роль оценщика того, насколько полно был реализован инклюзивный договор тем или иным партнером?

— По итогам года мы попросили партнеров предоставить нам отчеты о том, что они сделали. Пока их прислали более 300 компаний. Благодаря совместной работе с бизнес-сообществом трудоустроены уже 6 тыс. человек с ОВЗ, проведено около 10 тыс. мероприятий в разных форматах — это занятия, курсы, тренинги. В ходе них сотрудники организаций изучили инклюзивные подходы, а люди с инвалидностью получили новые навыки. Кроме того, проект помог создать и адаптировать более 8 тыс. единиц продукции, сервисов и услуг, а также ввести в эксплуатацию свыше 2,5 тыс. помещений, маршрутов и территорий.

Нам крайне важна обратная связь от тех, ради кого эта работа проводится. Поэтому просим и людей с инвалидностью, и наше экспертное сообщество рассказывать о том, что изменилось, какие интересные решения и практики, которые делает бизнес, есть у них в городах.

Но, конечно, возможности проинвентаризировать, например, тысячу компаний у нас нет. Как нет и такой задачи, потому что этот проект строится на доверии.

— На ваш взгляд, за последние годы предприниматели эволюционировали? Нет уже «звериного оскала капитализма»?

— Да, очень заметно эволюционировали. Многие перестроились. Мы надеемся, что у нас все города, все населенные пункты будут при проектировке, при ремонтах, конечно, думать о том, чтобы все было доступно, в том числе для передвижений мамы и папы с ребенком в коляске.

Мы поддерживаем такие проекты, как «Здесь рады детям» — дружелюбная среда для семей с детьми. Это значок с синим мишкой, который клеится на входной двери, как, например, звезда Michelin или система оценки «Яндекса». Такая символика говорит о том, что родитель с ребенком может зайти в помещение, взять питьевую воду, воспользоваться санузлом и переодеть малыша. Это и есть часть инклюзивной политики. Сегодня такой подход становится философией, стратегией и даже стандартом работы, оказания услуг.

По поручению президента России мы в этом году подготовили стандарт общественного капитала бизнеса, который состоит из ряда показателей, отражающих вклад компании в реализацию национальных целей и проектов в нашей стране. Это показатели, которые характеризуют, как компания развивает своих сотрудников, какой вклад она вносит в социальное и общественное развитие города, где она расположена. Здесь также мы смотрим и на показатели, которые характеризуют развитие экологических проектов, связанных с охраной окружающей среды. Это, кстати, абсолютно добровольный стандарт. Мы также работаем над тем, чтобы государство и общество формировали новое отношение к такому бизнесу.

Стандарт общественного капитала бизнеса доступен не только крупным компаниям, но и малому бизнесу. Его выполнение может обеспечить соответствующее отношение государства и партнеров. Сегодня у нас пять регионов утвердили свои региональные программы поддержки для бизнеса, который работает по стандарту. Это преференции в части налоговых льгот со стороны региона, в госзакупках, особый порядок предоставления земель в аренду.

На федеральном уровне мы уже обратились в Центральный банк России, в наши контрольно-надзорные органы для того, чтобы также обеспечить особое отношение к компаниям, которые соответствуют принципам стандарта общественного капитала бизнеса.

— Крупные компании, выполняющие стандарты ESG, выпускают зеленые облигации, привлекают достаточно дешевое финансирование. На ваш взгляд, для тех, кто выполняет стандарты социального капитала, стоит внедрить специальный финансовый инструмент? Льготные кредиты от институтов развития, например?

— Мы как раз говорим о том, что сейчас ведется работа по формированию новых финансовых инструментов для инклюзивных проектов. Наши партнеры, в том числе Центральный банк, готовы двигаться в эту сторону.

-2

— АСИ проводит конкурс «Открыто для всех». Кто и зачем в нем принимает участие?

— В конкурсе «Открыто для всех» могут принять участие частные компании, государственные и муниципальные учреждения, школы, поликлиники, ресурсные центры, магазины, кафе, аптеки. Все, кто оказывает услуги населению, могут подать заявку.

Прием заявок продлится до 10 октября. Мы проводим отбор по восьми номинациям, среди них — «Универсальный дизайн», «Корпоративная политика», «Инклюзивные ИТ-решения» и другие. Здесь мы оцениваем практики, которые делают доступными услуги и товары для всех, в том числе для человека с инвалидностью. Это компании, которые трудоустраивают людей с инвалидностью, делятся своими практиками, какие-то социальные проекты реализуют.

К настоящему моменту на конкурсный отбор поступило более 300 заявок. В конце года мы подведем итоги. Экспертный совет отбора возглавляет Александра Левицкая — высококвалифицированный эксперт в этой области. Приглашаем всех, кто еще не подал заявки и кому есть, чем поделиться, участвовать. Безусловно, Агентство стратегических инициатив готово поддерживать такие проекты и помогать им развиваться.

-3

Андрей Юмшанов, генеральный директор АО «Кавказ.РФ»:

«Кавказ.РФ» стал первой госкорпорацией, которая подключилась к проекту АСИ «Открыто для всех», подписав национальный инклюзивный договор. Мы хотим, чтобы каждый турист чувствовал себя комфортно на наших курортах вне зависимости от особенностей здоровья. Подняться на самую высокую точку Европы может каждый! На Эльбрусе действует специальный подъемник для людей, передвигающихся на колясках. Мы обучаем персонал инклюзивным подходам, учим чувствовать потребности туриста, чтобы желание помочь было естественным. Работаем с коллегами над формированием специальных стандартов, которые могут быть применены в туристической сфере страны.

Помимо этого, мы поддерживаем предпринимателей, которые используют в своей деятельности инклюзивные практики или производят товары для людей с ОВЗ. В этом году «Кавказ.РФ» выступил генеральным партнером специальной номинации «Инклюзивный бренд» конкурса новых российских брендов «Знай наших». Победители были приглашены на Кавказский инвестиционный форум, где могли представить свои разработки по производству инвалидных колясок, моделей для протезирования, систем звукового ориентирования для слабовидящих.

Автор: Алексей Харнас

Материалы по теме:

Все материалы «Эксперта» на expert.ru

Эксперт - последние новости и публикации журнала Эксперт

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Эксперт ️