Люси Фоли родилась в Британии, что само по себе хорошо для дамы, которая принимается за написание детективных романов. Однако Люси начинала как автор исторической фантастики. Но популярность и финансовый успех ей принесли именно детективы. «Список гостей» как раз тот роман, который вошёл в списки бестселлеров, обеспечил Люси выгодные контракты с издательствами и позволил пиарщикам называть её новой Агатой Кристи.
Здравствуйте!
Роман «Список гостей» был издан в 2020 году. Успех книги привлёк внимание к предыдущим творениям автора (а среди них был детектив «Охотничий дом») и заставил ожидать новинок. Люси не подкачала – уже в 2022 году подарила читателям «Квартиру в Париже».
А я сначала прочитала именно про Париж. Там действительно необычный детектив, с неожиданными поворотами и любопытными персонажами.
Потом – «Охотничий дом». И только после этого – «Список гостей».
Если читать в таком порядке, книга слегка разочаровывает. Для любителей детективов здесь нет ничего неожиданного. Но автор, видимо, знала, что делает: взяв за основу идею предыдущего романа, она добавила всего, что должно понравиться издателям. И это сработало.
В повторе идеи нет ничего удивительного. Классическая завязка герметичного детектива: компания людей в замкнутом пространстве, внезапно один из них погибает. Имя злодея, его мотив не известны. До представителей закона далеко. А покинуть зловещее место нет возможности – вокруг буран, шторм или что-то столь же непреодолимое.
Люси Фоли «Список гостей»: герметичный детектив
В этот раз все действующие лица собраны на отдалённом ирландском острове, специально выкупленном под проведение фешенебельных закрытых мероприятий. Таких, как эта свадьба. В которой продумана каждая деталь, а список гостей тщательно выверен.
Это самый западный остров в этой части побережья, так что на тысячи километров между мной и Америкой нет ни единой души. Мне нравятся эти крайности. Сам «Каприз» – это шикарный отреставрированный особняк пятнадцатого века, балансирующий на грани роскоши и безвременья, величественности и удобства: старинные ковры на каменных полах, ванны на резных ножках, камины, разожжённые тлеющим торфом. Он достаточно большой, чтобы вместить всех наших гостей, но и достаточно маленький, чтобы здесь можно было чувствовать себя уютно. Идеально. Все будет просто идеально.
Уилл и Джулс – блестящая пара. Красивые, молодые, успешные. Они хотят, чтобы их торжество прошло по высшему разряду. Поэтому выбрали уединённое место, в которое не проберётся никто, кроме приглашённых
Можно догадаться, что у каждого, кто прибыл на остров, есть в прошлом мрачные тайны – как водится. А ещё рядом окажутся люди, которые совсем не горят желанием видеть друг друга. Недомолвки, оговорки, совпадения. Которые постепенно прольют свет на всё происходящее.
За три недели до свадьбы невеста получает записку с предупреждением:
Уилл Слейтер — не тот, кем ты его считаешь. Он изменник и лжец. Не выходи за него.
Джулс решает не обращать на это внимания. Она из тех людей, кто детально планирует всё наперёд, стремится к идеалу и не любит, когда что-то нарушает её планы. Да и записку сочла глупой. На то у неё были причины. Жених Уилл – восходящая звезда телевидения. Автор и ведущий экстремального трэвел-шоу. Обаятельный и удачливый. Свадьба двух успешных молодых людей должна быть идеальной.
Но все планы нарушает событие, которое обычно становится завязкой детектива. В самый разгар торжества оказывается, что жизнь одного человека насильно оборвали. И это тот самый человек, без которого свадьба состояться не может.
Люси Фоули «Список гостей»: что не понравилось
Очень уж предсказуемо. К тому же автор сильно отошла от канвы герметичного детектива в сторону псевдо-психологической прозы. Этот приём в современной литературе давно набил оскомину читателям: когда рассказ всё время ведётся от первого лица, только эти первые лица меняются. Героям по очереди даётся слово, и читатель глядит на происходящее их глазами. А эти рассказчики не только выворачивают на страницах все свои проблемы, но ещё проваливаются в многочисленные флэшбеки.
В результате до самого детективного сюжета добираться приходится, продираясь сквозь надуманные комплексы. А каждый персонаж носится со своим печальным прошлым, лелеет старые обиды.
Каждый гость возит с собой собственный груз прошлого и свои секреты. И наряду с действительно серьёзными происшествиями попадаются обычные по сути события. Которые случались практически с каждым. Любовные разочарования, карьерные неудачи. Но герои их тщательно раздувают до вселенских масштабов. Нынче так принято: навязывать всем свои психотравмы и требовать сочувствия. Портить своим унылым видом чужие праздники.
Знаю, что Оливия правда принимает все близко к сердцу, причем слишком близко. Она кусает ногти, у нее выпадают волосы, она слишком загоняется. Она «ранимая». Но ещё она избалованная.
И обязательно душевные страдания проявляются каким-то патологическим образом. Кажется, в современной литературе нельзя обойтись без героя, который от переживаний царапает себе кожу острыми предметами. В жизни, к счастью, это не так часто встречается. А в иностранных книжках – на каждом шагу.
Всё это, конечно, отвлекает от детектива. Как будто автор забывала, что хотела рассказать. И еле-еле довела историю до конца.
Люси Фоли «Список гостей»: что понравилось
Та же современная реальность, которая вызывает недоумение своей чрезмерностью, иногда проявляется своей забавной стороной:
Джорджина, стройная и сногсшибательная, одетая в шелк цвета фуксии, одаривает меня ледяной улыбкой. Она практически не может шевелить лицом, и я изо всех сил стараюсь не пялиться – мне кажется, что до этого я и не видела ботокс на чьём-то лице.
Автору не откажешь в едкой наблюдательности. Она точно подмечает детали современных социальных конфликтов и пропасти, разделяющей поколения:
- Да, — сочувственно протягивает она. — Я понимаю. Когда любишь кого-то, даже сам Брэд Питт может тебя умолять, а тебе будет все равно…
— Брэд Питт — просто старая развалина, — говорю я.
— Тогда… Гарри Стайлс?
От этого я почти улыбнулась.
— Ну да, может быть. Или Тимоти Шаламе.
А ещё в романе «Список гостей» есть самобытная ирландская атмосфера. Место действия, суровое и манящее. Гордый клочок суши, овеянный мрачными легендами, с древними тайнами, с призраками, встающими из торфяных трясин
Inis an Amplóra, или, в переводе, Бакланий остров, протяжённостью всего лишь три километра – больше в длину, чем в ширину. Представляет собой глыбу гранита, величественно выступающую из Атлантического океана в нескольких милях от побережья Коннемары. Большая часть его поверхности покрыта торфяными болотами и дерном. Лучший и, по сути, единственный способ увидеть Inis an Amplóra – доплыть до него на частной лодке. Воды залива, разделяющие материк и остров, могут стать особенно неспокойными…
Этот остров, встающий из туманного прошлого, оказывается самым ярким персонажем романа.