Найти тему
Агро-Информ 63

Маркировка – это просто

Обязательную маркировку товаров, а также работу единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак» обсудили на областном семинаре. Инициаторы и главные участники мероприятия – самарские фермеры.

С 1 сентября 2024 года вступает в силу ряд новых требований. Во-первых, становится обязательной маркировка молочной продукции, произведенной в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Этот срок несколько раз переносился, но теперь и такая продукция будет добавлена в систему маркировки. Во-вторых, стартует первый этап обязательной маркировки отдельных видов пищевых растительных масел и масложировой продукции и отдельных видов консервированной продукции. Это значит, что все участники оборота – производители, импортеры и продавцы данных товарных групп должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», создать личный кабинет и настроить работу. В связи с этим у малого бизнеса возникает ряд вопросов, ведь за маркировку произведенных товаров отвечают они сами, а не штат специалистов, как в крупных компаниях. Организаторами мероприятия выступили ГБУ ДПО «Самара – АРИС» и региональный центр «Мой бизнес» при содействии областного Минсельхоза.

-2

Зачем нужна маркировка

Внедрение маркировки товаров преследует главную цель – свести к минимуму количество некачественной, просроченной или контрафактной продукции на прилавках, убрать с рынка недобросовестных конкурентов. Маркировка – это обязательное нанесение уникального цифрового кода на каждую единицу товара. Он включает в себя штрих-код, номер и специальный код проверки для исключения подделки самой маркировки. В нем зашита информация, необходимая для подтверждения качества: состав, название производителя, страна происхождения, срок годности, наличие сертификатов, патентов и других документов, подтверждающих подлинность, соответствие стандартам и регламентам. Этот же код помогает отследить весь путь от производителя или импортера до полки магазина. Отсканировать его можно не только на кассе с помощью сканера, но и самостоятельно с помощью бесплатного приложения «Честный знак».

– На сегодняшний день маркируется 19 товарных групп. Перечень категорий товаров постоянно расширяется. Так, на очереди еще 20 групп, по которым сейчас идут эксперименты. Если в начале процедура эксперимента и введение обязательной маркировки были растянуты по времени, то в настоящий момент уже на следующий день после окончания экспериментального периода выходит постановление правительства о введении обязательной маркировки. Естественно, там предусмотрены сроки на подготовку со стороны предпринимателей, но мы рекомендуем заранее готовиться к этим датам, чтобы избежать накладок и сбоев в работе, – призвал Евгений Боровский, региональный представитель национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».

-3

Как работает система

Какие шаги необходимо предпринять производителям продукции, чтобы начать работу, участникам семинара разъяснил Евгений Боровский. Сначала каждому предпринимателю необходимо оформить в налоговой инспекции усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрироваться в системе «Честный знак» на официальном сайте. Этот шаг позволит заключить договор с оператором, описать карточки товаров в подсистеме «Национальный каталог». После этого в личном кабинете появится возможность заказывать коды маркировки. Для их нанесения понадобится комплект оборудования. О его приобретении необходимо задуматься заранее и выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от объемов производства и конкретного поставщика. Для маленьких фермерских хозяйств самым удобным вариантом является ручное нанесение этикеток. Специализированное программное обеспечение для работы с маркировкой не потребуется, работать в системе можно непосредственно в браузере. Однако специализированные приложения, в том числе бесплатные, более удобны.

После нанесения кодов маркировки в обязательном порядке из личного кабинета подаются отчеты: о нанесении и о вводе в оборот. Теперь производитель или же импортер может реализовывать товар в розницу, либо оптом передавать другим участникам оборота.

-4

Этапы маркировки

Участники семинара обсудили этапность введения обязательных требований по маркировке по каждой группе товаров, сроки внедрения, а также риски и последствия невыполнения требований.

Так, обязательная маркировка сыров и мороженого, молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а также менее 40 суток действует уже не первый год. С 1 сентября 2024 года должна быть промаркирована и вся фермерская продукция. До 31 мая 2025 года передача сведений в систему маркировки об обороте молочной продукции будет вестись только в объемно-сортовом формате, поэкземплярный учет станет обязательным с 1 июня 2025 года и только для товаров со сроком годности более 40 суток. Для продукции со сроком годности менее 40 суток продолжит действовать объемно-сортовой учет.

О маркировке консервированной продукции рассказала Яна Яровая, ведущий бизнес-аналитик безакционной пищевой продукции. С 1 сентября все участники оборота консервированных продуктов должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак», описать карточки товаров, а также протестировать работу. Сама маркировка консервов станет обязательной чуть позднее и будет вводиться поэтапно. С 1 декабря 2024 года должен вестись учет консервации из рыбы и морепродуктов, с 1 марта 2025 года – из мяса, грибов, ягод и фруктов, овощей. Фермеры и сельхозкооперативы выделены в отдельную группу – всю их продукцию добавят в систему маркировки также с 1 марта 2025 года. Кроме того, с 1 декабря 2025 года будет производиться сверка объема вводимого в оборот товара в системе маркировки с объемом, указанным во ФГИС «ВетИС» с допущением расхождений не более 5%. Следующий этап – это передача сведений в систему маркировки об обороте продукции в объемно-сортовом формате – сколько и чего присутствует на рынке. Он начнется с 1 октября 2026 года. Поэкземплярный учет консервации с указанием нанесенных кодов маркировки стартует только 1 октября 2027 года.

Все о маркировке пищевых растительных масел и масложировой продукции рассказала Татьяна Самохвалова, руководитель проектов товарной группы «Растительные масла». Все участники оборота также с 1 сентября должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак». Наносить коды маркировки с 1 октября 2024 года начнут на масла и масложировую продукцию в стеклянной или полимерной потребительской упаковке, с 1 февраля 2025 года – на продукцию в прочих видах упаковки. Передавать сведения об обороте в объемно-сортовом формате предстоит с 1 ноября 2025 года, в поэкземплярном формате – с 1 ноября 2026 года.

Важно отметить, что если продукция произведена или ввезена в РФ до вступления в силу новых требований, то такой товар может быть реализован без маркировки до окончания его срока годности.

За нарушения обязательных требований о маркировке предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы. Все зависит от ущерба, который будет нанесен. Однако Евгений Боровский призвал фермеров не пугаться этой информации. «Как правило, к предприятиям, которые работают легально и заинтересованы в том, чтобы их деятельность велась в рамках закона, подобные санкции не применяются. Ошибки же, допущенные в процессе, устраняются в рабочем порядке».

Сельхозтоваропроизводители по итогам выступлений задавали экспертам множество вопросов. Их интересовали нюансы заполнения карточек товара в национальном каталоге, поэкземплярный учет, порядок действий при оптовой продаже маркированной продукции, так называемые повторные продажи – когда был просканирован один код, а на руки покупателю по ошибке выдали другую единицу, и спустя некоторое время уже выбывший из системы код маркировки снова сканируется на кассе, и многое другое.

– Это значимое мероприятие. Для отдельных видов продуктов питания маркировка начала вводиться с 2021 года. Мы уже замаркировали молочную продукцию, упакованную воду, безалкогольные напитки, пиво, икру. С 1 сентября молочную продукцию должны маркировать фермеры, к этому же времени в системе «Честный знак» необходимо зарегистрироваться производителям растительных масел, консервированных продуктов, кормов для непродуктивных животных. Разъяснения представителей системы цифровой маркировки должны помочь субъектам малого предпринимательства избежать неточностей и ошибок в работе, – резюмировал Сергей Посашков, руководитель управления пищевой и перерабатывающей промышленности регионального Минсельхоза.

Наталья Тиц

Фото Марины Кафтайкиной

-5