Обязательную маркировку товаров, а также работу единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак» обсудили на областном семинаре. Инициаторы и главные участники мероприятия – самарские фермеры.
С 1 сентября 2024 года вступает в силу ряд новых требований. Во-первых, становится обязательной маркировка молочной продукции, произведенной в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах. Этот срок несколько раз переносился, но теперь и такая продукция будет добавлена в систему маркировки. Во-вторых, стартует первый этап обязательной маркировки отдельных видов пищевых растительных масел и масложировой продукции и отдельных видов консервированной продукции. Это значит, что все участники оборота – производители, импортеры и продавцы данных товарных групп должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», создать личный кабинет и настроить работу. В связи с этим у малого бизнеса возникает ряд вопросов, ведь за маркировку произведенных товаров отвечают они сами, а не штат специалистов, как в крупных компаниях. Организаторами мероприятия выступили ГБУ ДПО «Самара – АРИС» и региональный центр «Мой бизнес» при содействии областного Минсельхоза.
Зачем нужна маркировка
Внедрение маркировки товаров преследует главную цель – свести к минимуму количество некачественной, просроченной или контрафактной продукции на прилавках, убрать с рынка недобросовестных конкурентов. Маркировка – это обязательное нанесение уникального цифрового кода на каждую единицу товара. Он включает в себя штрих-код, номер и специальный код проверки для исключения подделки самой маркировки. В нем зашита информация, необходимая для подтверждения качества: состав, название производителя, страна происхождения, срок годности, наличие сертификатов, патентов и других документов, подтверждающих подлинность, соответствие стандартам и регламентам. Этот же код помогает отследить весь путь от производителя или импортера до полки магазина. Отсканировать его можно не только на кассе с помощью сканера, но и самостоятельно с помощью бесплатного приложения «Честный знак».
– На сегодняшний день маркируется 19 товарных групп. Перечень категорий товаров постоянно расширяется. Так, на очереди еще 20 групп, по которым сейчас идут эксперименты. Если в начале процедура эксперимента и введение обязательной маркировки были растянуты по времени, то в настоящий момент уже на следующий день после окончания экспериментального периода выходит постановление правительства о введении обязательной маркировки. Естественно, там предусмотрены сроки на подготовку со стороны предпринимателей, но мы рекомендуем заранее готовиться к этим датам, чтобы избежать накладок и сбоев в работе, – призвал Евгений Боровский, региональный представитель национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».
Как работает система
Какие шаги необходимо предпринять производителям продукции, чтобы начать работу, участникам семинара разъяснил Евгений Боровский. Сначала каждому предпринимателю необходимо оформить в налоговой инспекции усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрироваться в системе «Честный знак» на официальном сайте. Этот шаг позволит заключить договор с оператором, описать карточки товаров в подсистеме «Национальный каталог». После этого в личном кабинете появится возможность заказывать коды маркировки. Для их нанесения понадобится комплект оборудования. О его приобретении необходимо задуматься заранее и выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от объемов производства и конкретного поставщика. Для маленьких фермерских хозяйств самым удобным вариантом является ручное нанесение этикеток. Специализированное программное обеспечение для работы с маркировкой не потребуется, работать в системе можно непосредственно в браузере. Однако специализированные приложения, в том числе бесплатные, более удобны.
После нанесения кодов маркировки в обязательном порядке из личного кабинета подаются отчеты: о нанесении и о вводе в оборот. Теперь производитель или же импортер может реализовывать товар в розницу, либо оптом передавать другим участникам оборота.
Этапы маркировки
Участники семинара обсудили этапность введения обязательных требований по маркировке по каждой группе товаров, сроки внедрения, а также риски и последствия невыполнения требований.
Так, обязательная маркировка сыров и мороженого, молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а также менее 40 суток действует уже не первый год. С 1 сентября 2024 года должна быть промаркирована и вся фермерская продукция. До 31 мая 2025 года передача сведений в систему маркировки об обороте молочной продукции будет вестись только в объемно-сортовом формате, поэкземплярный учет станет обязательным с 1 июня 2025 года и только для товаров со сроком годности более 40 суток. Для продукции со сроком годности менее 40 суток продолжит действовать объемно-сортовой учет.
О маркировке консервированной продукции рассказала Яна Яровая, ведущий бизнес-аналитик безакционной пищевой продукции. С 1 сентября все участники оборота консервированных продуктов должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак», описать карточки товаров, а также протестировать работу. Сама маркировка консервов станет обязательной чуть позднее и будет вводиться поэтапно. С 1 декабря 2024 года должен вестись учет консервации из рыбы и морепродуктов, с 1 марта 2025 года – из мяса, грибов, ягод и фруктов, овощей. Фермеры и сельхозкооперативы выделены в отдельную группу – всю их продукцию добавят в систему маркировки также с 1 марта 2025 года. Кроме того, с 1 декабря 2025 года будет производиться сверка объема вводимого в оборот товара в системе маркировки с объемом, указанным во ФГИС «ВетИС» с допущением расхождений не более 5%. Следующий этап – это передача сведений в систему маркировки об обороте продукции в объемно-сортовом формате – сколько и чего присутствует на рынке. Он начнется с 1 октября 2026 года. Поэкземплярный учет консервации с указанием нанесенных кодов маркировки стартует только 1 октября 2027 года.
Все о маркировке пищевых растительных масел и масложировой продукции рассказала Татьяна Самохвалова, руководитель проектов товарной группы «Растительные масла». Все участники оборота также с 1 сентября должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак». Наносить коды маркировки с 1 октября 2024 года начнут на масла и масложировую продукцию в стеклянной или полимерной потребительской упаковке, с 1 февраля 2025 года – на продукцию в прочих видах упаковки. Передавать сведения об обороте в объемно-сортовом формате предстоит с 1 ноября 2025 года, в поэкземплярном формате – с 1 ноября 2026 года.
Важно отметить, что если продукция произведена или ввезена в РФ до вступления в силу новых требований, то такой товар может быть реализован без маркировки до окончания его срока годности.
За нарушения обязательных требований о маркировке предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы. Все зависит от ущерба, который будет нанесен. Однако Евгений Боровский призвал фермеров не пугаться этой информации. «Как правило, к предприятиям, которые работают легально и заинтересованы в том, чтобы их деятельность велась в рамках закона, подобные санкции не применяются. Ошибки же, допущенные в процессе, устраняются в рабочем порядке».
Сельхозтоваропроизводители по итогам выступлений задавали экспертам множество вопросов. Их интересовали нюансы заполнения карточек товара в национальном каталоге, поэкземплярный учет, порядок действий при оптовой продаже маркированной продукции, так называемые повторные продажи – когда был просканирован один код, а на руки покупателю по ошибке выдали другую единицу, и спустя некоторое время уже выбывший из системы код маркировки снова сканируется на кассе, и многое другое.
– Это значимое мероприятие. Для отдельных видов продуктов питания маркировка начала вводиться с 2021 года. Мы уже замаркировали молочную продукцию, упакованную воду, безалкогольные напитки, пиво, икру. С 1 сентября молочную продукцию должны маркировать фермеры, к этому же времени в системе «Честный знак» необходимо зарегистрироваться производителям растительных масел, консервированных продуктов, кормов для непродуктивных животных. Разъяснения представителей системы цифровой маркировки должны помочь субъектам малого предпринимательства избежать неточностей и ошибок в работе, – резюмировал Сергей Посашков, руководитель управления пищевой и перерабатывающей промышленности регионального Минсельхоза.
Наталья Тиц
Фото Марины Кафтайкиной