Из воспоминаний профессора, доктора сельскохозяйственных наук Сельмана Лямеборшая (албанца по национальности), прожившего долгую жизнь в Албании и России
10
Вечер прошел на славу, я хоть и пил водку, но каждый раз жестом просил дядю Ивана наливать мне понемножку. После ужина почувствовал головокружение. В этот вечер меня не отпустили в общежитие, постелили около печки на раскладушке, и я, как убитый спал до утра.
Утром стол опять был накрыт и сели позавтракать.
Дядя Иван предложил похмелиться. Я не понял, что это такое. Сергей стал мне объяснять, что означает «похмелиться». Когда я понял, в категорической форме отказался.
За утренним столом я узнал, что дядя Иван воевал на фронте в Великую Отечественную и в настоящее время работает шофером на рейсовом автобусе в Москве. Тетя Груня – домохозяйка, подрабатывает дома шитьем. Живут они скромно, не как в раю, как я думал до приезда в СССР.
После посещения таких гостеприимных хозяев я понял, что, как в Албании, так и в России принято от души накормить гостя, угостить его так, чтобы было не стыдно – добрая народная традиция. Позднее из истории я узнал, что гостеприимство или хлебосольство — одна из важнейших черт русского человека. В старину всегда полагалось гостя напоить и накормить досыта.
В одной из книг я прочитал, что в некоторых местностях гостей кормили и поили чуть ли не насильно. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных, царских, дворянских и купеческих застольях и пиршествах жива и поныне.
Мне думается, чтобы подружить людей во всем мире, вероятно, нужно почаще бывать друг у друга в гостях. Гостеприимство делает человека духовно чище и наполняет его жизнь радостью.
После второго курса я стал уже достаточно серьезно интересоваться Русской историей и принялся читать разную историческую литературу.
Отличительной чертой русского народа является также его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. В СССР меня поразила искренняя дружба людей разных национальностей, удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию. Все эти качества, думал я, видимо, и позволили во главе с братским русским народом создать невиданное в истории государство – Советский Союз, где все республики жили дружно и были равны перед законом.
Я поделился с читателем некоторыми своими мыслями, однако вернусь теперь к дальнейшему повествованию.
Девятого ноября я уже был в аудитории института и слушал лекцию по ботанике проф. Киселева. Студенты любили посещать его лекции. Он обладал удивительным обаянием и даром слова.
Первое время на лекции я сидел рядом со своим земляком Дмитрием, а потом мы с ним решили, что все-таки лучше будет для нас пересесть к русским студентам.
Я перешел и сел за одну парту с Таней Калашниковой, а соседкой Дмитрия стала Ирина Биантовская.
После лекций мы брали их конспекты и переписывали в свои тетради.
Этот способ позволил нам очень быстро запоминать содержание лекций. Постоянное общение со студентами помогло нам в течение короткого времени освоить довольно большой запас русских слов.
К нам очень тепло и доброжелательно относились все студенты нашего курса. На втором курсе мы понимали и говорили по-русски уже достаточно уверенно, но, конечно, с ошибками в предложениях и с акцентом.
Время нашей учебы в СССР пришлось на восстановительный послевоенный период.
После окончания Великой Отечественной войны, как нам говорили преподаватели, положение лесного хозяйства существенно осложнилось в результате лженаучных «открытий» Т. Д. Лысенко в биологической науке. При этом пострадали такие отрасли как сельское и лесное хозяйство, и особенно генетика.
Проверенные многолетней практикой, обоснованные лесоводственной наукой методы лесоразведения были отвергнуты лженаукой.
Под идеологическими лозунгами борьбы с мальтузианством, морганизмом и вейсманизмом были устранены от научной деятельности академики В. Н. Сукачев, Н. П. Дубинин, а также и многие другие специалисты в области генетики, лесного и сельского хозяйства. Академик Н. И. Вавилов – известный учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ был репрессирован. Одним словом всех тех, кто не признавал и критиковал научные «открытия» академика Т. Д. Лысенко, жестоко преследовали и даже репрессировали.
Однако мне показалось, что в этой идеологической борьбе с лысенковщиной была не только борьба за правду, но и имело место сведение личных счетов ученых.
Продолжение следует.
Храм Рождества Иоанна Предтечи в д. Калистово Пушкинского г. о. Московской области нуждается в помощи. Не хватает средств для установления купола храма. Денежные средства можно пересылать на номер телефона 89647712326 (Людмила Александровна Макрецова), который привязан к банковской карте, или на расчетный счет:
ИНН / КПП
5038014869 / 503801001
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЛЮБСКОГО ХРАМА Г.ПУШКИНО СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)"
ПАО Сбербанк
Рас. Счет 40703810740170110034
БИК 044525225
К. Счет 30101810400000000225
/В сообщении указать, что для храма Рождества Иоанна Предтечи в Калистово/
Подробно об этом храме сообщалось в статье «В гостях у матушки Иоанны», которая публиковалась на нашем канале в прошлом году.