Не все родители могут похвастаться тем, что развитие их малыша идет по четко установленному плану, без малейших отклонений.
С самых первых дней жизни родители пристально следят за развитием ребенка, формированием у него навыков, динамикой роста и веса, рефлексами и тонусом мышц. Не всегда беременность и роды могут быть легкими и здоровыми, и возможно влияние определенных негативных факторов, которые могут отразиться на последующем развитии нервной системы.
Особенно опасна для незрелого мозга ребенка и его нервной системы в целом внутриутробная гипоксия или перенесенная асфиксия в родах. В этом случае возможны отклонения в формировании навыков, речи или интеллекта. Важно корректировать это как можно ранее.
Проблемы развития
Прежде всего, за физическим и психомоторным развитием ребенка пристально следит педиатр, начиная с первого месяца жизни. Он контролирует динамику прибавок роста и веса, проверяет рефлексы, оценивает навыки, которые постепенно приобретает кроха. Кроме того, на периодических осмотрах у врачей специалистов также отмечаются определенные тенденции развития.
Особенно важна консультация невролога, проводимая в месячном возрасте, а затем каждые три месяца, если нет никаких отклонений. Если же педиатр выявляет проблемы или родители предъявляют какие-либо жалобы, в этом случае необходимы дополнительные осмотры, проведение необходимых тестов и лечение, если есть серьезные проблемы со здоровьем.
Аналогично обстоит дело и с последующими годами жизни, педиатр и невролог контролируют формирование двигательных и речевых навыков, корректируют изменения за счет медикаментов или немедикаментозных влияний. Одним их хорошо зарекомендовавших себя в детской практике методов является физиотерапия.
Физиотерапия в педиатрии
Если у малыша определяются какие-либо отклонения в развитии, нарушения мышечного тонуса, небольшие задержки формирования навыков, ему рекомендуется применение массажей, гимнастики, а по мере взросления могут также быть рекомендованы и аппаратные методы физиотерапии.
Перед применением любых процедур необходима консультация с врачом физиотерапевтом, который оценит показания и противопоказания к терапии, подберет необходимый комплекс, частоту процедур и их интенсивность. Если в ходе лечения возникают проблемы или малыш плохо реагирует на выбранную методику, специалист по ходу лечения меняет методики, заменяя их на более подходящие и лучше переносимые.
Физиотерапия эффективна только при курсовом лечении, поэтому не стоит ожидать феноменальных результатов с первой процедуры, эффект идет по накопительной и к концу курса будет заметно значительное улучшение болезни.
Речевые отклонения
При наличии у ребенка проблем с речевым развитием, наряду с неврологом и некоторыми другими специалистами (детский стоматолог и оториноларинголог) помогают в формировании правильного произношения звуков и стройности речи занятия с логопедом.
Это специалист с педагогическим образованием и профильным курсом, который занимается с ребенком развитием звукопроизношения, речеобразования, тренировкой мышц, отвечающих за формирование тех или иных звуков и слов. Занятия с логопедом на систематической основе необходимы с 4-5 лет, ранее этого возраста возможны еще физиологические отклонения в становлении речи.
На занятиях отрабатываются определенные звуки и слова, правильность построения предложений, и некоторые из упражнений проводятся затем и дома. По мере нормализации речи также применяются и закрепляющие новые навыки занятия, которые позволяют ребенку говорить правильно.