«На глазах у всех погибала весна. Велосипедисты бесшумно летели со стадиона «Юных Пионеров», с первого большого междугороднего матча…»
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
О стадионе «Юных Пионеров» сказано и написано довольно много. Прыткие умы «красно-белых» историков давно систематизировали знания об исчезнувшем московском стадионе, на котором начиналась история их любимого футбольного клуба «Пищевик».
Нам доступна довольно подробная биография стадиона – дореволюционное детство его прошло под эгидой Московского Клуба Лыжников, отрочество пролетело под знаменами профсоюза пищевиков, а юность как нельзя кстати пришлась на расцвет пионерского движения, когда наш герой обрел свое самое известное название – «Стадион Юных Пионеров».
В очередной раз вспомнить о некогда ключевом стадионе Москвы меня заставила нетленка о похождениях великого комбинатора. Не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Ильфа, понимаете ли, нашего Петрова?
Сюжет тридцать третьей главы романа «Двенадцать стульев» забрасывает главных героев Кису и Осю в самый центр Москвы – сначала на Каланчевскую площадь, а затем на Тверскую улицу. Среди дивных описаний столичной жизни, или, если хотите, среди вербализованной повседневности, имеется такая строчка:
«Велосипедисты бесшумно летели со стадиона «Юных Пионеров», с первого большого междугороднего матча».
О чем может рассказать нам это непритязательное на первый взгляд предложение, кроме того, что Ильф-и-Петров были знакомы с географией московских спортивных сооружений?
Приступим, с позволения сказать, к деконструкции этого предложения. Ab ovo.
Роман «Двенадцать стульев» претерпел большое количество редакций, многие строчки переписывались самими авторами, убирались неудобные слова, менялись выражения, появлялись новые смыслы. Так, например, в первой редакции «стульев» упоминается не стадион «Юных Пионеров», а «стадион Томского». Теперь немного предыстории.
Большой футбол обитал в Петровском парке еще с дореволюционных времен, за несколько десятков лет до появления стадиона «Динамо». До революции спортивный уголок на пересечении Ленинградского шоссе и Беговой улицы облюбовали футболисты «Московского Клуба Лыжников». Позже, во времена Гражданской войны не территории стадиона образовалась гигантская свалка трамваев, но по воспоминаниям Андрея Старостина, который в начале 20-х годов работал в мастерских неподалеку от стадиона, он и его коллеги по цеху бегали играть сюда в футбол. Значит футбольная жизнь здесь теплилась и во времена разрухи.
Постепенно футбольную площадку очистили от остовов трамваев и в 1926 г. она попадает в ведение профсоюза пищевиков. Не мудрствуя лукаво стадион назвали в честь тогдашнего председателя ВЦСПС М.П. Томского. Под патронажем «Пищевиков» закипела работа, да так бойко, что уже в июле 1926 г. стадион попадает на обложку «Известий Физической Культуры» и получает статус одного из крупнейших стадионов Союза.
Ильф-и-Петров приступили к написанию «стульев» осенью 1927 г., да и действие романа разворачивается в этом же году, поэтому на тот момент в тексте было использовано актуальное название футбольной арены – «стадион Томского».
Однако, если мы откроем более поздние версии романа, то увидим, что велосипедисты летят уже с совсем другого стадиона – «со стадиона Юных Пионеров». В 1930-х годах стадион действительно стал носить новое название и сменил свою ориентацию на развитие детско-юношеского спорта. М.П. Томский попал под каток сталинских политических решений и покончил жизнь самоубийством, узнав о своем обвинении в контрреволюционной деятельности. Не удивительно, что его имя исчезает и со страниц романа. Так, несмотря на очевидный анахронизм, в тексте появляется название стадиона, которое он приобрел спустя несколько лет после похождений Бендера и Воробьянинова.
Смена названия стадиона вещь, конечно, занятная, но для интересующихся это довольно расхожий и прозаичный факт. Самое интересное кроется во второй части предложения – с какого же матча мчали на встречу великому комбинатору велосипедисты?
Отдавая себе отчет в том, что имеем дело с художественным произведением, позволим себе лёгкую историческую спекуляцию и постараемся понять, на какой же матч могли попасть «охотники за табуретками», если бы пошли в тот весенний день не в музей мебели, а на стадион.
Начнем с самого простого – с приблизительной датировки события. Нам известно, что похождение «кладоискателей» начинается в апреле и завершается в конце октября 1927 года.
С поиском примерной датировки искомого междугороднего матча на стадионе Томского нам помогают сами авторы. Этот же абзац, в котором с трепетом описывается повседневная московская жизнь, начинается с таких слов – «На глазах у всех погибала весна». Очевидно, что события застают героев поздним маем.
Как пишут исследователи текстов Ильфа-и-Петрова М.П. Одесский и Д.М. Фельдман, «время в романе газетное. Точно соотнесенное с газетными новостями. Роман чутко реагирует на фиксированные в газете актуальные события повседневной жизни – внешнюю политику, спорт, уголовную хронику и т.п.».
Обратившись к пожелтевшим страницам «Красного Спорта», мы обнаружим, что в конце весны на стадионе Томского прошло лишь несколько игр чемпионата Москвы.
Единственным крупным футбольным событием мая, о котором писали даже в «Правде» и «Известиях», был приезд из Германии футбольной сборной Саксонии. Даже родной для Ильфа-и-Петрова «Гудок» оповестил своих читателей о приезде немцев и подробно рассказал о противостояниях на футбольном поле. Такое масштабное событие в футбольной жизни столицы не могло пройти мимо авторов романа.
Ко всему прочему, на первой полосе «Красного Спорта» от 29 мая 1927 года красуется крупный заголовок, любопытно перекликающийся с препарируемой нами цитатой – «Первые международные футбольные игры в сезоне. Москва – Саксония».
Выходит, что речь в романе может идти не о междугороднем, а о что ни на есть международном матче!
«Московские вокзалы — ворота города. <…> Через Александровский вокзал входит в Москву иностранец на каучуковых подошвах, в костюме для гольфа — шаровары и толстые шерстяные чулки наружу».
19 мая 1927 года среди прочих иностранцев со ступеней Александровского (на тот момент уже Белорусско-Балтийского) вокзала сошли футболисты рабочей сборной Саксонии. На площадь Тверской заставы ступили подошвы немецких футболистов из Дрездена, Лейпцига и Кемница.
Благодаря тому, что путешествие саксонцев по Союзу подробно задокументировано в немецкой газете Freien Sport Woche, нам известны подробные нюансы невероятных приключений немцев в России.
Хлебосольные советские чиновники из Высшего совета по физической культуре два дня возили немцев по достопримечательностям столицы. Их сводили в баню, в кино, поводили по улочкам Китай-города, показали свежепостроенное здание Телеграфа на Тверской.
На второй день пребывания в столице германскую делегацию сводили и в новенький Клуб Железнодорожников на Каланчевской площади. По сюжету «Двенадцати стульев» именно этот Дом Культуры был построен на сокровища из двенадцатого стула. Впрочем, концессионеры кладоискатели узнают об этом лишь спустя несколько месяцев.
«Вот они <сокровища> ! Очки протри! Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Вот он, клуб! Паровое отопление, шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают!».
В первый день сборная Саксонии сыграла матч против сборной Москвы на стадионе ОППВ в Сокольниках. Москвичи выиграли с уверенным счетом 4:1. Но из-за дождливой погоды ажиотажа на стадионе не случилось, всё внимание привлек второй матч, проходивший на следующий день.
Во второй матчдэй немцы отправились на совсем свежий стадион им. Томского, где им предстояла встреча с «Пищевиками» – самым звёздным коллективом той поры. За «Пищевиков» в этом матче играли Андрей и Николай Старостины. Многочисленным зрителям игра подарила зрелищный футбол и волевую победу будущих «спартаковцев» со счётом 4:3 – нам же, потомкам, матч подарил парочку любопытных артефактов.
Первый артефакт появился благодаря журналистам газеты «Известия Физической Культуры». Они явили на свет первую в отечественном футболе графическую запись матча. В наш «xG-век» рассматривать такую подробную «аналоговую» статистику игры – одно удовольствие.
Автора второго артефакта установить не удалось, но вся немецкая делегация получила после матча памятные серебряные стаканы с гравировкой. На стаканах умелой рукой неизвестного кустаря выгравирован узор и надпись «Саксонцам. Москва 22.V.27». На интернет-форумах можно найти информацию, что относительно недавно стаканы были замечены в одном из антикварных магазинов Германии.
Прошли годы, Остап Бендер укатил в Рио-де-Жанейро, а у стадиона начался новый и совсем непростой период жизни.
В 1934 г. стадион подвергся ребрендингу. Было решено превратить его в образцово-показательную детскую физкультурную базу. Так на карте Москвы появился стадион «Юных Пионеров». «Запестрели красные галстуки», довольные пионеры хлынули заниматься спортом на собственную арену, в газетах заколосились заголовки о первом в мире специальном детском стадионе.
Вход на новую арену украсили высокие деревянные ворота с шестерёнкой, внутри которой гордо красовалось название обновленного стадиона. Новая входная группа стала одним из самых узнаваемых символов стадиона, не даром мы поместили её на обложку этого текста.
Но несмотря на грандиозные планы чиновников, стадион пребывал в плачевном состоянии. В Государственном Архиве Российской Федерации нашлось несколько документов о том, что стадион руинируется и требует немедленного реньювала. Так, например, в одной из докладных записок директора стадиона на имя председателя физкультурного комитета МОСПС читаем – «южная трибуна сгнила и требует полной замены, полы в большом павильоне требуют перестилки, электротехническое хозяйство требует капитальных затрат».
Не стоит, однако, думать, что все проблемы скрыты в пыльных архивных папках. О проблемах на стадионе совершенно открыто писали и в «Красном спорте».
Статья «Где хозяин?» из «Красного Спорта» от 9 марта 1934 г. приоткрывает для нас завесу тайны об этом плачевном состоянии стадиона. «Пищевики», узнав о том, что стадион хотят полностью отдать школьникам, поспешили покинуть это место, захватив с собой часть инвентаря и тренеров-физкультурников. Так стадион оказался практически бесхозным, в эдаком подвешенном состоянии – «пищевики» уже от него открестились, а нового настоящего хозяина еще не появилось. Здесь же упоминается о том, что на стадионе рухнуло здание ремонтной мастерской, что мастерски запечатлел художник на колкой карикатуре, прилагаемой к статье.
Золотая эра стадиона начнется лишь в послевоенные годы, когда на стадионе появятся новые трибуны и просторные павильоны, а за визуальную составляющую детско-юношеской арены возьмутся лучшие архитекторы и художники.
Новой визитной карточкой стадиона станут широко известные мозаичные панно 1964 года, которые в отличие от самого стадиона сохранятся до наших дней.
Стадион «Юных Пионеров» сравняли с землей в 2015 году, на его месте по традиции, как грибы, выросли элитные жилые кварталы.
Dixi. Основные источники: - газеты «Красный Спорт», «Гудок», «Известия Физической Культуры» - Государственный Архив Российской Федерации - А. Старостин «Повесть о футболе» - https://www.arbeiterfussball.de/