Опыт показывает, что в большинстве случаев создание и поддержание эффективного манипуляционного воздействия предваряет выстраивание специфической формы коммуникации. Данные формы коммуникации маркер того, что highly likely перед вами манипулятор.
Методической основой для рассмотрения предлагаю определить модель транзактного анализа (ТА) Эрика Берна. Она является классической, я думаю, что большинство с ней знакомо. Целью статьи не является детальное ее рассмотрение (для тех, кто хочет разобраться детально – предлагаю обратиться к соответствующей литературе), а использования в качестве описательной основы.
Тезис первый. Любая конструктивная деловая (по смыслу) коммуникация строится по схеме «Взрослый-Взрослый». В рамках нее каждая из сторон четко (более-менее – в зависимости от профессионализма) понимает свои цели, переговорные ресурсы, варианты обмена и выстраивает коммуникационный (переговорный процесс) исходя из задачи поиска взаимовыгодного, компромиссного варианта, устраивающего обе стороны переговоров. Сам формат общения строится на основе равенства сторон переговоров.
Тезис второй. Манипулятивная коммуникация, как правило, выстраивается исходя из диагональной схемы «Родитель-Ребенок», когда манипулятор занимает роль «Родителя» (вне зависимости от контекста), а своего оппонента сталкивает в позицию нижестоящего по рангу «Ребенка». Либо – вариант 2 – занимает позицию «Ребенка» (этакий «заход снизу»). А дальше ведет себя сообразно и добивается поставленной цели.
Как это проявляется? Разберем каждую схему подробнее.
Манипулятор-«Родитель». Безусловно, бывают контексты, в которых родительская позиция одной из сторон уместна. Например – преподаватель, начальник – в позиции «объясняющего». Но есть такие личности – которые - «гуру по всем вопросам». По любому вопросу у них есть категоричное единственно правильное суждение. Все это подкрепляется соответствующей невербаликой. На что обратить внимание:
· поза (посмотрите на типичный памятник Ленину), «главная» позиция в пространстве (сразу занимает лучшее, центральное место, откуда его хорошо видно – опять же картина «Ленин и крестьяне»);
· во взгляде смесь мудрости (собственной разумеется), презрения (к окружающим его пейзанам) и легкой печали (от того на каких идиотов приходится тратить свое время);
· агрессивная манера подачи информации, использование декларативных формулировок и обобщений (отсылки к очевидности, тому, что все (кроме оппонента) знают, «вырастешь-поймешь» и т.д.), беспардонность («родитель», не стесняясь перебьет своего оппонента на полуслове, передавит голосом);
· переход от рассмотрения фактов, к оценке личности собеседника, его умственных, профессиональных способностей, и его поведения (внешнего вида), девальвация жизненного и профессионального опыта, оскорблениям (уровень которых зависит от интеллектуального развития манипулятора);
· популизм и демагогия при минимуме фактов (поток слов, выстроенных в красивом порядке буквально «сносит» собеседника);
· употребление покровительственных, иронических оборотов речи;
· переход на повышенные тона и крик.
Сюда же мы отнесем и ее величество Оценку. Давать оценки - их все. Причем как негативные, так и позитивные. С демонстрацией внутреннего интеллектуального и жизненного превосходства. Можно еще и по плечу потрепать. По-отечески. «Хорошо, Молодец, Я от тебя такого не ожидал...». Или наоборот: от «Я думал, что ты умнее…», например, до «Что за редкостная глупость…». При этом, как и положено «Родителю», он определяет нормы, что такое хорошо, почему все так плохо, кто виноват и, кто кому что должен.
Надо понимать: цель манипулятора на данном этапе не доказать собственную правоту, а сформировать у вас (оппонента) устойчивое ощущение собственной неполноценной ущербности, ударить по самооценке, перемести вас ментально в позицию неразумного дитяти. Который буквально нуждается в направляющем совете умудренного жизненным опытом гуру. Естественно, обязательном к исполнению.
Вариант – манипулятор «Ребенок». Более изощренный на мой взгляд, так как считывается, как естественное, природное эмоциональное поведение. А как ведут себя «дети», чтобы получить желаемое?
· Эмоционально давят. Крики, слезы, истерики. Или же тихая и продолжительная грусть-печаль.
· Обижаются. Мастерство леденящей продолжительной обиды - мощный инструмент в руках «ребенка»-манипулятора.
· Вызывают чувство вины и неполноценности, ущербности («Ты не купил мне этого розового зайца, поэтому ты виноват в том, что мне плохо, поэтому ты плохой»). И вот уже родитель бежит в припрыжку в магазин, за этим чертовым зайцем, чтобы перестать быть плохим и виноватым.
А еще есть чувство ответственности. Человек со встроенной ответственностью за всех и вся – отличный инструмент в руках манипулятора. Лично я очень критично отношусь к Сент-Экзюпери. На мой взгляд, его знаменитое «Мы в ответе за тех, кого приручили» сформировало почву для большего количества деструктивных отношений, чем принесло моральной пользы. Манипулятору ведь это и надо: убедить объект манипуляции что он в ответе за манипулятора, переложив на него ответственность за судьбу «прирученного». (Кстати, интересно наблюдать, в каких массовых дозах проходит прививка «Маленьким принцем»).
Конечная цель «Ребенка» - манипулятора - вызвать ощущение вины, жалости, переложить ответственность за собственную судьбу на плечи другого. Или попросту – эмоционально утомить (проще дать, чем объяснить почему не дал).
Вне зависимости от реализуемой модели деструктивной коммуникации – верный индикатор – внутреннее состояние. Если после общения с одним и тем же лицом возникает ощущение собственной неполноценности, никчемности, того, что «недотянул, недоработал», вины, просто настроение на жестком «минусе» или, наоборот, прилив необоснованного, не связанного с личными целями энтузиазма, активация немотивированного долга («как земля – колхозу») и ответственности за непонятно чье, но такое общее дело - это повод присмотреться к данному человеку и отношению с ним повнимательнее.
(см. также Противодействие манипуляциям: https://clck.ru/3Ddcha)