Одна из причин, по которой смартфоны, интернет и социальные сети так эффективно доставляют своим пользователям небольшие дозы удовольствия, заключается в доступе к новизне, которую они предоставляют.Люди эволюционировали, стремясь к новизне, будь то новые источники пищи, воды, сексуальные партнёры, земля или информация.
И, как показали современные исследования мозга, доступ к новизне по своей сути доставляет удовольствие. Но по сравнению с нашими предками, для которых новизна была относительно редкостью, наши источники безграничны.
Практически бесконечный поток нового контента теперь доступен одним касанием наших пальцев, и знакомство с этим контентом доставляет нам небольшие порции удовольствия, которые могут помочь избавиться от психологического дискомфорта.
Аддиктивная природа смартфонов ещё больше усиливается за счёт формы поведенческого обусловливания, называемой прерывистым подкреплением. Сила этого обусловливания была выявлена исследованиями психолога XX века Б. Ф. Скиннера.
Скиннер обнаружил, что если поведение вознаграждается по изменчивому и непредсказуемому графику, награда ощущается как более приятная, а обусловленное поведение более устойчиво к исчезновению по сравнению с поведением, которое вознаграждается постоянно.
Разработчики мобильных приложений используют это поведенческое обусловливание для поощрения использования своих приложений. Вместо того чтобы знакомить своих пользователей с новым контентом каждый раз, когда они открывают приложение, пользователи получают вознаграждение лишь часть времени.
Этот тип поведенческой обусловленности усиливает чувство удовольствия, связанное с использованием этих приложений, и делает пользователей склонными к зависимости.
Но в дополнение к тому, как разрабатываются мобильные приложения, существует культурный фактор, способствующий распространению поведенческой зависимости от смартфонов и социальных сетей. В отличие от незаконного употребления наркотиков, которое стигматизируется, навязчивое использование смартфонов не вызывает такого же общественного неодобрения.
В результате, когда кто-то наблюдает, как другие навязчиво пользуются своим телефоном, то, что называется предубеждением конформизма, имеет тенденцию порождать убеждение, что в таком поведении нет ничего вредного.
Но нормальность не следует путать с психическим здоровьем, поскольку чрезмерное использование смартфонов и социальных сетей сопряжено с вредными последствиями. Основным из них является то, что это серьёзно ухудшает нашу способность направлять и поддерживать внимание.
Наша способность сосредотачиваться подобна мышце: если мы тренируем её должным образом, она укрепляется, если мы злоупотребляем ею, она увядает. Но усилить этот потенциал невозможно, если нас постоянно заваливают уведомлениями или если мы испытываем непреодолимую потребность проверять свой телефон или просматривать различные приложения всякий раз, когда испытываем малейшую степень скуки или психологического дискомфорта.
«Наша способность сохранять сосредоточенность на одном информационном потоке — будь то рабочий проект, домашнее задание или что-то такое простое, как просмотр телевизионной программы, — оказалась под серьёзной угрозой, и мы считаем, что современные информационные технологии являются основным виновником.
Мы стали такими массовыми потребителями высоких технологий, проводя подавляющее большинство времени бодрствования за использованием одного или нескольких устройств, и у нас на самом деле не было большой практики удерживать наше внимание только на одном виде деятельности и игнорировать соблазны других», — пишут Адам Газзали и Ларри Розен в книге «Отвлечённый разум».
Признание аддиктивной природы смартфонов и влияния, которое их использование оказывает на наши способности к вниманию, должно прояснить, что чрезмерное использование этих технологий является препятствием для полноценной жизни.
Если предположить, что пик наших физических и умственных способностей приходится на возраст от 18 до 50 лет, то если мы проводим за смартфоном 3 часа в день — что является минимальным показателем среднего показателя для взрослых, — то к 50 годам мы проведём 4 года, уставившись в свой телефон.
Очень часто люди позже в жизни достигают того момента, когда они сожалеют, что не достигли большего или чего-то не добились сами, и, вероятно, это чувство сожаления будет ещё более острым для тех, кто увлекается смартфонами среди нас.
Но если мы страдаем от зависимости к нашим устройствам, мы должны понимать, что нет худа без добра — ведь если у нас есть достаточно времени, чтобы часами смотреть на маленькую стеклянную пластинку каждый день, у нас также есть достаточно времени, если мы того пожелаем, участвовать в деятельности, которая бросает вызов и обогащает нас, или посвятить себя овладению определённым призванием.
Другими словами, время, которое мы проводим за нашими телефонами, — это время, которое можно было бы использовать для создания жизни, которой мы действительно можем гордиться, ибо, как признавал Ницше:
«В таком высокоразвитом человечестве, как нынешнее, каждый человек от природы имеет доступ ко многим талантам. Каждый обладает врождённым талантом, но немногие обладают той степенью… приобретённой твёрдости, выносливости и энергии, чтобы действительно стать талантом, то есть стать тем, кто они есть».(Фридрих Ницше, «Человек, слишком человек»)
Следуй своему счастью
Внук Эзопа