Кому неизвестно, что в купеческом нашем быту свадьбы сопровождаются коренными старинными обычаями. В этом быту случается всегда одинаково. Зашлют свах с того и с другого конца (разумею, от жениха и невесты), потолкуют, как водится, эти свахи, понаживутся порядком, пораскрасят елико возможно (а возможно на свете все!) приданное невесты, как ее самую, и таким образом все это является, конечно, в неимоверно больших размерах. Тут и конец. Он тоже известен.
Приедет жених со своим тятенькой, выведут невесту нарочито убранную, разукрашенную, как вербную куколку. Выводу этому предшествует поток слез в ближайшей комнате. Помолчат кое о чем меньшие, пощекочат тоже кое о чем старшие, потом по рукам и честным пирком, да и за свадебку. Перед свадьбой девичник, нарочно устрояемый для пролития вторичных потоков слез.
Невеста наивно и трогательно прощается с подругами, девической жизнью и, как приговоренная к смертной казни, дожидает дня исполнения приговора, чтобы пролить опять третьи потоки слез. Часто такая слезная церемония церемонией и остается, составляя только помпу пресвадебных торжеств. А на деле сердце невесты скачет, не находя себе уютного места в взволнованной девической груди.
Жених не забывает себя и устрояет мальчишник с целью тоже прощальной. Прощается с жизнью холостой, хотя и не навсегда: жизнь после избавления из когтей сурового тятеньки потечет вольнее. Девичники открываются в родительских домах, а мальчишники вне их и без слез, необходимых в первом случае. Но позвольте, это еще не все.
В некоторых купеческих домах перед упомянутым девичником дню свадебному предшествует и еще одно очистительное приготовление. Вы слыхали, быть может, о тех шумных процессиях с песнями, с какими деревенские невесты отправляются в сопровождении своих подруг и дружек в баню перед самым днем свадьбы? То же самое, но с большим комфортом, бывает и в нашей столице.
Мне случилось увидеть однажды шествие на такую церемонию, и я пришел в немалое изумление, когда увидел пять или шесть карет с кучерами и лошадьми, разукрашенными цветами и бантами из разноцветных лент. Из карет высовывались девичьи головы в венках, и красные пухлые руки слегка махали платками. Я подслушал даже предсвадебные песни, проходя около одного церемониального экипажа. «Что бы это было такое?» – задал я себе задачу и тщетно ломал голову, перебирая все экстренные случаи нашей бренной жизни, которые сопровождаются церемониями. По-моему, ни один из них не подходил, и заданная мне «квадратура» не думала разрешаться.
Возвратясь домой, я рассказал этот необыкновенный для меня случай одной старушке – купчихе. Столичная старожилка с упоением слушала мой рассказ, дополняя его беспрестанными комментариями. Из всего я вывел заключение, что очистительные приготовления невесты перед свадьбой с торжественным поездом в баню не есть обычай новый, но веками установленный. То же заключение мне подтвердили два почтенные старца из купцов. Они дружно и в один голос заявили мне об этом так: «это, братец ты мой, наша старина».
О бане для невесты можно почитать здесь
Спасибо, что дочитали до конца, за подписку, лайк и комментарий.
Читайте другие истории старого Петербурга, до новых встреч.
#невеста #жених #свадьба #Петербург #традиция #скрепа
#история #купечество