«Нами управляют силы, которые мы притворяемся, что понимаем». (Уистен Хью Оден)
Из всех сил, формирующих нашу жизнь, наши эмоции выделяются как своей способностью кардинально влиять на наше благополучие, так и таинственными способами, которыми они это делают.
Находясь во власти сильной эмоции, мы часто теряем способность отличать рациональное от иррационального, правильное от неправильного, а в крайних случаях — реальное от воображаемого. Эмоции могут толкать нас на поступки, на которые мы, как нам казалось, едва ли способны, — иногда во благо, но часто во вред. И из всех эмоций гнев выделяется как одна из самых сильных и, безусловно, самая разрушительная.
Ярость, негодование, хроническая враждебность и ненависть — это все формы гнева, которые, если позволить им сохраняться, могут привести к сильным личным страданиям, причинению вреда нашим близким и даже к массовой смерти. В XX веке сотни миллионов людей погибли от рук политических движений, которые подпитывались негодованием масс, факт, который должен напомнить нам об опасности игнорирования нашего гнева.
Однако не всякий гнев патологичен и разрушителен. Иногда гнев является оправданной реакцией на плохое обращение, и даже ярость может пойти нам на пользу, если наша жизнь в опасности.
«Те, кто не проявляет гнева по поводу вещей, которые должны вызывать гнев, считаются дураками». (Аристотель)
Гнев также может дать нам энергию и самоутверждение, необходимые для трансформации нашего «я», достижения наших целей и участия в конструктивной деятельности.
Гнев — это признак того, что что-то внутри нас хочет жить и самоутверждаться, в то время как его противоположность, апатия, означает, что нами овладело стремление к смерти. Но проблема, с которой мы все сталкиваемся, заключается в том, как обуздать конструктивную сторону гнева, избегая его разрушительных тенденций.
✅ Цель этой статьи — изучить, как мы можем это сделать, и для начала мы должны изучить связь между бессилием и гневом.
Действительно, ни одна социальная эмоция сегодня не распространена так широко, как убеждённость в личном бессилии, ощущение себя окружённым, осаждённым и преследуемым.Хотя Лорд Эктон был прав, утверждая, что «Абсолютная власть развращает абсолютно», верно и обратное. Абсолютное бессилие развращает абсолютно.
Когда мы чувствуем, что наша жизнь ничего не значит, когда наша апатия приводит к застою в виде работы, которая приносит только зарплату и пустоту в душе, когда мы окружены правительствами и корпорациями, власть которых намного превышает всё, на что мы способны, и когда мы оказываемся затерянными в море «безликих Других», с которыми мы не можем установить контакт, повлиять или достучаться, результатом, кажется, является сначала бессилие, а затем гнев и ярость.
«Наша особенность problem…at этот момент в истории, — писал Ролло Мэй, — это повсеместная потеря чувства индивидуальной значимости, потеря, которая внутренне ощущается как бессилие…Так много людей чувствуют, что у них нет и не может быть силы, что им отказано даже в самоутверждении, что им больше нечего отстаивать, и, следовательно, нет другого решения, кроме сильного взрыва».
Но в дополнение к общественным силам сама жизнь или экзистенциальное бремя, с которым мы все сталкиваемся, также могут вызвать чувство бессилия, которое порождает гнев. При рождении мы попадаем в реальность, которая может быть неприветливой, разочаровывающей и враждебной нашим желаниям.
Беспомощность, которую мы чувствуем перед лицом холодного безразличия реальности, усугубляется тем фактом, что, хотя мы изо всех сил отчаянно отрицаем это, в глубине души мы знаем, что наше первобытное желание сохранить себя обречено на провал. Смерть подстерегает всех нас. «Не будьте нежны в эту спокойную ночь», — написал поэт Дилан Томас. «Ярость, ярость против угасания света».
✅ И всё же, несмотря на то, что гнев — это естественная, а иногда и здоровая реакция на чувство бессилия, большинство из нас культурно приучены подавлять свой гнев. Мы разработали сложные социальные ритуалы для поддержания общего альтруистического представления о себе, за которым мы прячем гнев и негодование, которые живут внутри.
Поступая таким образом, мы сделали себя психологически нестабильными, слабыми и склонными к психосоматическим расстройствам и вспышкам ярости, которые могут возникать из нашего бессознательного, казалось бы, неспровоцированными.
Продолжение в следующей статье — следите за выпусками
Берегите себя
Всеволод Парфёнов