В предыдущих наших статьях мы упоминали о совместной пресс-конференции министров иностранных дел России и Азербайджана от 23 декабря 2023. В её ходе министр Лавров в очередной раз не удержался от попытки принизить роль Минской Группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, походя назвав её «какая-то Минская группа» («Министр Лавров: ни о чём», http://russia-artsakh.ru/node/12617).
Ранее в наших статьях мы неоднократно обращались к теме процесса урегулирования азербайджано-карабахского, нагорно-карабахского, по терминологии ОБСЕ, конфликта. На протяжении более чем 30 лет, начиная с 1992 года главным международным органом, который занимался урегулированием, была Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху с её институтом стран-сопредседателей. Изначально этими странами были Россия и Швеция, затем Россия и Финляндия, а с 1997 года и по наши дни – Россия, США и Франция.
Между тем, несмотря на злобные окрики и требовании Алиева распустить Минскую группу ОБСЕ по Нагорному Карабаху после 44-дневной агрессии Тройственного союза Аканра-Баку-международные террористы против Нагорно-Карабахской Республики и Армении, Минская группа продолжала и де-юре продолжает существовать.
Хотя непоследовательность и нерешительность действий самих сопредседателей Минской группы по Нагорному Карабаху и их разновекторные интересы и способствовали падению её авторитета, как и авторитета самого института международного посредничества. Это ярко проявилось в конце октября – начале ноября 2020 года, когда уже на завершающем этапе 44-дневной войны Россия, США и Франция так и не смогли договориться и предпринять решительные действия в СБ ООН и вообще на международной арене , чтобы представить миру истинную картину происходящего в Нагорном Карабахе.
Посол Владимир Казимиров (1929-2024), спецпредставитель Президента России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорном Карабаху в 1992-96 гг., заслуженный работник дипломатической службы РФ, наиболее авторитетный российский эксперт по Карабаху писал.
«Странно, что никто из сторон конфликта или посредников так и не поднял важнейший вопрос – кто сорвал перемирие 12 мая 1994 года? Ведь оно не имело срока действия, было бессрочным (по умолчанию), как многие международные документы. Стать нам безразличными к его срыву недопустимо, и не только потому, что его достигла Россия. Сорван важный международный договор…» («Никто из сторон конфликта или посредников не поднял вопрос – кто сорвал перемирие в Нагорном Карабахе», «Независимая газета», 26.11. 2020 г.)
«Слишком неуклюже не замечать, не признавать или прятать «автора» срыва перемирия и обилия человеческих потерь. Особенно для сопредседателей Минской группы ОБСЕ, тем более России. Она достигла и закрепила то перемирие. Есть аксиома для посредников — быть нейтральными к сторонам конфликта. Но есть и другая: служить истине, не скрывать её. А тут даже далёкие от региона конфликта парламентарии Франции и Бельгии, отметив то перемирие, признали, что именно Азербайджан начал эту вторую войну в Карабахе, и нарекли его агрессором. Неужто России так трудно разобраться, чья в чём вина? А не загадочно молчать» («В поисках ответов на вопросы по Нагорному Карабаху», 08.12.2020 г., https://regnum.ru/news/polit/3135665.html).
По факту осудила агрессию Азербайджана, Турции и банд международных террористов с Ближнего Востока против Нагорного Карабаха и Армении лишь одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, - Франция. Хотя и сделала это с опозданием, через две недели после окончания войны и подписания Трёхстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года (см. «Сенат Франции принял резолюцию о признании Нагорного Карабаха» , https://russia-artsakh.ru/node/5899; «Национальное собрание Франции вслед за Сенатом приняло резолюцию о необходимости признания Арцаха», https://russia-artsakh.ru/node/5943 ; «Комментарий МИД Республики Арцах по поводу резолюции, принятой Национальным Собранием Франции», https://russia-artsakh.ru/node/5947).
Позиция США по официальному непризнанию агрессором Азербайджана могла объясняться стремлением «обскакать» Россию в регионе, опираясь на союзника по НАТО Турцию, и на другого своего политического союзника - Великобританию. Последняя к тому же обладает правом вето в Совете Безопасности ООН и могла сполна воспользовалась им во время попытки подготовки в нём резолюции по Карабаху.
Но почему промолчал Кремль, который был инициатором соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994 года? Об этом достаточно откровенно сказал в дни четвёртой, 44-дневной карабахской сам министр иностранных дел Сергей Лавров. Вот отрывок из его «большого интервью» радиостанциям «Говорит Москва», «Комсомольская правда» и телеканалу «Russia today» от 14 октября 1920 года, то есть, в самый разгар 44-дневной агрессии азеро-турецко-террористического триумвирата против Нагорного Карабаха и Армении.
«…Конечно, политическое урегулирование возможно. Предложения, которые сопредседатели прорабатывали и продолжают прорабатывать, остаются на столе переговоров. Их содержание уже известно: это поэтапное, постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении до того, как будет определён окончательный статус Карабаха, надёжной связи между Арменией и Карабахом. И такая схема хорошо известна. Думаю, что сейчас, не было бы счастья, да несчастье помогло, вот эти печальные события должны помочь активизировать политический процесс параллельно с решением на земле вопросов безопасности» (https://govoritmoskva.ru/interviews/2860/).
Переводя с дипломатического на общечеловеческий язык, это означает, что агрессия азеро-турецкого альянса против Нагорного Карабаха дала Кремлю уникальный шанс на право единолично урегулировать азербайджано-карабахского конфликта с учётом исключительно собственных «посреднических» интересов.
До ноября 2020 года г-н Лавров ни разу не позволил себе усомниться в действенности Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Вот, например, что он говорил по итогам переговоров с главой МИД Армении Зограбом Мнацаканяном 11 ноября 2019 года.
«По словам Лаврова, Россия готова и далее активно играть посредническую роль в различных форматах по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
«Россия будет готова и далее оказывать самое активное посредническое содействие как в рамках Минской группы ОБСЕ, так и в национальном качестве в формате РФ - Армения – Азербайджан», - отметил он» (https://tass.ru/politika/7100120).
И даже вплоть до начала СВО на Украине МИД РФ и лично г-н Лавров не смели ниспровергать роль и значение Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Хотя и было очевидно, что 30-летняя интернационализация урегулирования нагорно-карабахского конфликта, начавшаяся ещё в марте 1992 года, в последние годы была явна не по душе Кремлю.
Ознакомимся с некоторыми цитатами из выступлений г-на Лаврова, сделанных уже после Трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 года лидеров Азербайджана, Армении и России по Нагорному Карабаху.
На пресс-конференции 18 января 2021 года глава МИД РФ Сергей Лавров заявил следующее.
«Территория, на которой развернуты российские миротворцы, является зоной ответственности российского миротворческого контингента… Там есть тоже вопросы, связанные, прежде всего, с противоречиями вокруг статуса. Ровно потому, что статус Нагорного Карабаха, проблема статуса является такой противоречивой, если брать позиции Еревана и Баку. И было решено тремя лидерами обойти этот вопрос стороной. И оставить его на потом, на будущее. Этим, в том числе, должны заниматься и сопредседатели МГ ОБСЕ. Они сейчас возобновили свои контакты со сторонами, собираются еще раз ехать в регион».
Сергей Лавров на форуме «Примаковские чтения», 9 июня 2021 года.
«Я понимаю, что сейчас многие говорят о том, что остался нерешенным статус Нагорного Карабаха. Это предстоит окончательно согласовать с участием сопредседателей минской группы ОБСЕ, которые на данном этапе, наверное, должны не будировать проблему статуса, а содействовать укреплению мер доверия, решению гуманитарных вопросов, тому, чтобы армяне и азербайджанцы снова стали жить вместе в безопасности и в экономическом благополучии. И тогда, я вас уверяю, через пару - тройку лет, если мы наладим такую жизнь, все проблемы статуса будут решаться гораздо проще» (https://news.am/rus/news/647899.html).
Ну, какую жизнь «наладили» в Нагорном Карабахе г-н Лавров и иже с ними со своими бакинскими подельниками в ходе 9-месячной блокады армянского края и этнических чисток его автохтонного армянского народа в сентябре 2023 года, всем хорошо известно!
Но примечательно, что в июне 2021-го министр Лавров ещё признавал необходимость урегулирования азербайджано-карабахского, нагорно-карабахского конфликта с участием Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Как видим, в тот период г-н Лавров не чурался и словосочетания «Нагорный Карабах», которое позже, по требованию Баку, полностью исчезло из лексикона министра Лаврова и МИД РФ.
Очевидно также, что после 44-дневной войны 2020 года кремлёвская дипломатия попыталась сначала принизить роль Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а затем и вовсе игнорировать её, переместив центр тяжести урегулирования на Трёхстороннее соглашение между Азербайджаном, Арменией и РФ от 9 ноября 2020 года. Выражаясь прямее – узурпировать посредничество, замкнув его на самое себя.
Попытки дискредитации и «обнуления» Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху усилились после начала в феврале 2022 года специальной военной операции (СВО) на Украине. И резкого ухудшения отношений Кремля с Западом на её фоне.
Одновременно, 22 февраля 2022 года была подписана декларации «о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой».
Как заявила спикер МИД РФ Мария Захарова на брифинге 17 февраля 2023 года «Без преувеличения исторический документ. В нем закреплено новое качество отношений между нашими странами, определены ключевые ориентиры для развития сотрудничества по всем основным направлениям на годы вперед. Союзнические отношения России и Азербайджана – стабилизирующий фактор как в региональном, так и международном плане. Совместно с Баку работаем над реализацией его положений.
Что получила Россия от этой декларации от режима Баку, кроме дюжины ножей в спину, из слов г-жи Захаровой было неясно.
Среди «ножей»: признание Алиевым территориальной целостности Украины «в международно признанных границах», то есть включая Крым, (см. «Алиев-Зеленский: Крым – это Украина» - http://russia-artsakh.ru/node/8427). Напомним, что произошло это менее чем за месяц до подписания упомянутой Декларации с Россией, а именно 14 января, в ходе визита азербайджанского президента Алиева в Киев. Этот антироссийский шаг Алиева стал холодным душем для российской общественности, которой прожужжали уши о том, каким хорошим «стратегическим партнером» является для России Азербайджан.
А уже после подписания декларации от 22 февраля прошлого года со стороны бакинского режима последовали всё новые ножи в спину России стали. Среди них: помощь украинскому режиму вооружениями и боеприпасами, нефтью, электрогенераторами, издевательство в адрес российских миротворцев в Нагорном Карабахе, прогрессирующая антироссийская кампания во всех без исключения азербайджанских СМИ и прочая, прочая.
Так и подмывало спросить г-на Лаврова: «Ну, что помогла тебе эта декларация»?
Наконец, в январе 2023 года последовало голосование членов азербайджанской делегации в ПАСЕ за резолюцию, призывающую к проведению трибунала над высшими руководителями России и Белоруссии за СВО на Украине.
«На брифинге 27 января 2023 года пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова сделала ряд примечательных заявлений, заслуживающих рассмотрения. Все ждали от нее оценки позиции азербайджанской делегации в ПАСЕ по поводу создания в Гааге трибунала для суда над руководителями России и Белоруссии. Как известно, азербайджанская делегация поддержала создание такого трибунала. Понятно, что в жестко авторитарной политической системе Азербайджана это не могло быть прихотью самих этих делегатов. Своеволие карается в Азербайджане быстро и жестко. Действуй эти депутаты по собственной инициативе, их уже отозвали бы в Баку и лишили депутатских мандатов. Но азербайджанское руководство даже не отмежевалось от голосования своих представителей. Те м не менее, Захарова попыталась выдать этот эпизод за эксцентричную выходку малозначительных персонажей, на которую даже не стоит обращать внимание» («Последний брифинг Марии Захаровой стал квинтэссенцией проазербайджанской пропаганды», https://dzen.ru/a/Y9UEXY2F_RHkvDr7).
Несомненно, что столь вялая реакция Кремля на выпады в свой адрес со стороны бакинского нацистского режима всё больше убеждала главу режима Алиева в собственных величии и вседозволенности. Весь этот расклад был на руку тандему Анкара-Баку, который немедленно усилил давление на Армению и стал сжимать кольцо удушения вокруг того, что ещё оставалось от Нагорно-Карабахской Республики после ноября 2020 года.
Александр АНДРЕАСЯН
Продолжение следует