В мире нет никого, чьи желания всегда исполняются, в чьей жизни всё происходит по его или её желанию, без каких-либо нежелательных событий. Постоянно происходят вещи, которые противоречат нашим желаниям и мечтам. Таким образом, возникает вопрос: как мы можем перестать слепо реагировать на то, что нам не нравится? Как мы можем перестать создавать напряжение и сохранять спокойствие и гармонию?
В Индии, как и в других странах, мудрые святые прошлого изучали эту проблему — проблему человеческих страданий — и нашли решение: если происходит что-то нежелательное и вы начинаете реагировать, порождая гнев, страх или любой негатив, тогда, как можно скорее, вам следует отвлечь свое внимание на что-то другое. Например, встаньте, возьмите стакан воды, начните пить — ваш гнев не умножится; напротив, он начнет утихать. Или начните считать: один, два, три, четыре. Или начните повторять слово, или фразу, или какую-нибудь мантру, возможно, имя бога или святой личности, к которой вы испытываете преданность; ум отвлечется, и в какой-то степени вы освободитесь от негатива, от гнева.
Это решение было полезным, оно сработало. Оно и сейчас работает. Реагируя таким образом, разум чувствует себя свободным от беспокойства. Однако это решение работает только на сознательном уровне. На самом деле, отвлекая внимание, вы загоняете негатив глубоко в бессознательное, и там вы продолжаете генерировать и множить ту же самую скверну. На поверхности царит мир и гармония, но в глубинах разума дремлет вулкан подавленного негатива, который рано или поздно может взорваться.
Другие исследователи внутренней истины пошли еще дальше в своих поисках и, познав реальность ума и материи внутри себя, осознали, что отвлечение внимания - это всего лишь бегство от проблемы. Бегство - это не решение; вы должны столкнуться с проблемой лицом к лицу. Всякий раз, когда в уме возникает негатив, просто наблюдайте за ним, встречайте его лицом к лицу. Как только вы начинаете наблюдать ментальную нечистоту, она начинает терять свою силу и медленно увядает.
Хорошее решение; оно позволяет избежать обеих крайностей — подавления и самовыражения. Закапывание негатива в бессознательное не искоренит его, а разрешение ему проявляться в виде нездоровых физических или речевых действий только создаст больше проблем. Но если вы просто наблюдаете, тогда загрязнение проходит, и вы свободны от него.
Это звучит замечательно, но действительно ли это практично? Нелегко столкнуться лицом к лицу с собственной нечистотой. Когда возникает гнев, он так быстро захлестывает нас, что мы даже не замечаем. Затем, охваченные гневом, мы совершаем физические или речевые действия, которые вредят нам самим и другим. Позже, когда гнев проходит, мы начинаем плакать и каяться, прося прощения у того или иного человека или у Бога: “О, я совершил ошибку, пожалуйста, простите меня!” Но в следующий раз, когда мы окажемся в подобной ситуации, мы снова отреагируем тем же образом. Это постоянное раскаяние совсем не помогает.
Трудность в том, что мы не осознаем, когда начинается негатив. Это начинается глубоко в бессознательном уме, и к тому времени, когда оно достигает сознательного уровня, оно набирает такую силу, что подавляет нас, и мы не можем это наблюдать.
Предположим, что я нанимаю личного секретаря, чтобы всякий раз, когда возникает гнев, он говорил мне: “Смотри, начинается гнев!” Поскольку я не могу знать, когда начнется этот гнев, мне нужно будет нанять трех личных секретарей на три смены, круглосуточно! Допустим, я могу себе это позволить, и начинает возникать гнев. Моя секретарша сразу же говорит мне: “О, смотрите— начался гнев!” Первое, что я сделаю, это упрекну его: “Ты дурак! Ты думаешь, тебе платят за то, чтобы ты учил меня?” Меня настолько переполняет гнев, что хороший совет не поможет.
Предположим, мудрость действительно преобладает, и я не ругаю его. Вместо этого я говорю: “Большое вам спасибо. Теперь я должен сесть и понаблюдать за своим гневом”. Но возможно ли это? Как только я закрываю глаза и пытаюсь понаблюдать за гневом, в моем сознании немедленно возникает объект гнева — человек или инцидент, который вызвал гнев. Тогда я не наблюдаю сам гнев; я просто наблюдаю внешний стимул этой эмоции. Это только усилит гнев и, следовательно, не является решением проблемы. Очень трудно наблюдать какую-либо абстрактную негативность, абстрактную эмоцию, оторванную от внешнего объекта, который изначально вызвал ее возникновение.
Однако тот, кто достиг высшей истины, нашел реальное решение. Он обнаружил, что всякий раз, когда в уме возникает какая-либо нечистота, физически одновременно начинают происходить две вещи. Одна из них заключается в том, что дыхание теряет свой нормальный ритм. Мы начинаем дышать тяжелее всякий раз, когда в разум проникает негатив. Это легко наблюдать. На более тонком уровне в организме начинается биохимическая реакция, приводящая к определенным ощущениям. Каждая нечистота вызывает те или иные ощущения в теле.
Это практическое решение. Обычный человек не может наблюдать абстрактные загрязнения ума — абстрактный страх, гнев или страсть. Но при надлежащей подготовке и практике очень легко наблюдать дыхание и ощущения в теле, которые напрямую связаны с умственными загрязнениями.
Дыхание и ощущения помогут двумя способами. Во-первых, они будут как личные секретари. Как только в уме возникает негативность, дыхание теряет свою нормальность; оно начинает кричать: “Смотрите, что-то пошло не так!” И мы не можем ругать дыхание; мы должны принять предупреждение. Точно так же ощущения скажут нам, что что-то пошло не так. Затем, получив предупреждение, мы можем начать наблюдать за дыханием, начать наблюдать за ощущениями и очень быстро обнаружим, что негатив уходит.
Этот ментально-физический феномен подобен монете с двумя сторонами. На одной стороне находятся мысли и эмоции, возникающие в уме, на другой - дыхание и ощущения в теле. Любые возникающие мысли или эмоции, любая ментальная нечистота проявляются в дыхании и ощущениях в этот момент. Таким образом, наблюдая за дыханием или ощущениями, мы фактически наблюдаем ментальную нечистоту. Вместо того, чтобы убегать от проблемы, мы сталкиваемся с реальностью такой, какая она есть. В результате мы обнаруживаем, что эти загрязнения теряют свою силу; они больше не подавляют нас, как это было в прошлом. Если мы будем упорствовать, они в конце концов полностью исчезнут, и мы начнем жить мирной и счастливой жизнью, жизнью, все более свободной от негатива.
Таким образом, техника самонаблюдения показывает нам реальность в ее двух аспектах, внутреннем и внешнем. Раньше мы смотрели только вовне, упуская внутреннюю истину. Мы всегда искали причину своего несчастья вовне; мы всегда обвиняли внешнюю реальность и пытались изменить ее. Будучи невежественными во внутренней реальности, мы никогда не понимали, что причина страдания кроется внутри, в наших собственных слепых реакциях на приятные и неприятные ощущения.
Теперь, благодаря тренировкам, мы можем увидеть другую сторону медали. Мы можем осознавать свое дыхание, а также то, что происходит внутри. Что бы это ни было, дыхание или ощущения, мы учимся просто наблюдать за этим, не теряя душевного равновесия. Мы перестаем реагировать и умножать свои страдания. Вместо этого мы позволяем загрязнениям проявляться и уходить.
Чем больше человек практикует эту технику, тем быстрее растворяется негатив. Постепенно ум освобождается от загрязнений, становится чистым. Чистый ум всегда полон любви — бескорыстной любви ко всем другим, полон сострадания к неудачам и страданиям других, полон радости от их успеха и счастья, полон невозмутимости перед лицом любой ситуации.
Когда человек достигает этой стадии, весь образ его жизни меняется. Больше невозможно делать вокально или физически что-либо, что могло бы нарушить покой и счастье других. Вместо этого уравновешенный ум не только становится умиротворенным, но и окружающая атмосфера также пропитывается миром и гармонией, и это начинает влиять на других, помогая им тоже.
Вот чему учил Будда: искусству жить. Он никогда не устанавливал и не преподавал никакой религии, никакого “изма”. Он никогда не наставлял тех, кто приходил к нему, практиковать какие-либо обряды или ритуалы, какие-либо пустые формальности. Вместо этого он учил их просто наблюдать природу такой, какая она есть, наблюдая реальность внутри. Из-за невежества мы продолжаем реагировать таким образом, который вредит нам самим и другим. Но когда возникает мудрость — мудрость наблюдения реальности такой, какая она есть, — эта привычка реагировать отпадает. Когда мы перестаем реагировать слепо, тогда мы способны к реальному действию — действию, исходящему из уравновешенного ума, ума, который видит и понимает истину. Такое действие может быть только позитивным, творческим, полезным для нас самих и других.
Итак, что необходимо, так это “познать себя” — совет, который давал каждый мудрый человек. Мы должны познать себя не только интеллектуально в сфере идей и теорий, и не только эмоционально или преданно, просто слепо принимая то, что мы услышали или прочитали. Такого знания недостаточно. Скорее, мы должны познать реальность на опыте. Мы должны непосредственно испытать реальность этого ментально-физического явления. Только это поможет нам освободиться от наших страданий.
Источник: https://www.vridhamma.org/discourses/The-Art-of-Living-Vipassana-Meditation
Будьте эгоистичны в истинном смысле этого слова
(Санскритское слово “Дхарма” (которое на языке пали пишется как “Дхамма”) первоначально означало "закон природы" или "истина".
Истинная Дхарма учит нас быть эгоистичными в ее истинном смысле. Человек учится наблюдать за собой во всех ситуациях, во все времена; видеть, что возникло в уме в данный момент и как это повлияло на него. По-настоящему эгоистичный человек понимает, в чем заключается его наилучшее благополучие, и действует соответственно. Такой ‘эгоизм’ не имеет ничего общего с эгоизмом в общепринятом понимании, когда человек может обманывать и лгать, защищая свои интересы. Может показаться, что он извлекает выгоду для себя, будучи эгоистичным в такие моменты, но на самом деле он работает против своих интересов, поскольку вредит себе, обманывая и излагая лож. По-настоящему эгоистичный человек стремится к своему наилучшему благосостоянию, возрастая в Дхарме.
Если в нем растут такие добродетели, как любящая доброта, сострадание и доброжелательность ко всем, тогда он действительно заботится о своих ‘эгоистичных’ интересах. Но если в нем преобладают негативные ценности, тогда он наносит вред своим личным интересам и идет против Дхармы.
Понимания этого на интеллектуальном уровне никогда не бывает достаточно. Поэтому духовно развитые Святые этой страны призывали других защищать свои интересы и видеть истину, внутреннюю реальность. Пока человек не научится заглядывать внутрь, какой бы опыт он ни получал во внешнем мире, он не будет иметь смысла. Когда человек учится исследовать себя изнутри и видеть, тогда он открывает для себя истинную драгоценность, он учится жить так, как ей предназначено быть прожитой, осмысленно обогащая себя. Живя в мире и радости, можно сказать, что он научился искусству жить.
Кто этого не хочет? Кто на самом деле хочет гореть в адском огне загрязнений? Конечно, никто этого не делает, но просто в силу привычки человек упорно потворствует поступкам, которые делают его и окружающих несчастными. Но когда он обращает свой ум вовнутрь и начинает видеть внутреннее, он осознает тщетность жизни в тревоге и возбуждении, делающей несчастными себя и других.
Однако, постоянно реагируя отвращением к нежелательному и страстно желая желаемого, изменение не происходит с помощью простых рассуждений, поскольку привычки глубоко укоренились, поскольку мы стали рабами своих желаний. Перемены должны происходить изнутри. Что человек делает для этого? Если мы будем продолжать создавать трудные ситуации для себя и ожидать, что кто-то другой спасет нас, это не сработает.
Вести жизнь, полную истинной морали, — это жизнь по Дхарме, а жизнь, прожитая с нездоровым поведением, — это жизнь, не соответствующая дхарме. Это понимание вдохновляет человека начать жить чистой жизнью. Это делается для собственного блага, поскольку человек не может совершать негативные действия на физическом уровне или на уровне речи, не зародив сначала в своем уме нездоровые мысли.
Человек — это социальное существо. Если он или она живет полноценной жизнью, тогда в обществе воцарятся мир и радость. Что такое благотворные поступки? Воздерживаться от убийств, воровства, сексуальных домогательств, лжи с целью обмана кого-либо, резких высказываний или сплетен о ком-либо, а также от употребления алкоголя и наркотиков
Источник: https://www.vridhamma.org/discourses/What-is-True-Dhamma
Но когда мы идем по пути Дхармы, научной Дхармы — где не задействована слепая вера, где не задействовано воображение, где не задействованы спекуляции — мы должны работать с истиной, с истиной такой, какая она есть.
Весь процесс тренировки ума на сосредоточение должен одновременно тренировать ум на очищение. Очищение ума и господство над умом должны развиваться параллельно. В противном случае человек учится только концентрировать ум, с помощью которого можно получить много силы. Каждый сосредоточенный ум - это очень мощный ум, и им можно злоупотреблять. Если основа нечиста, а ум сосредоточен, это опасный ум. Нездоровые действия можно совершать сосредоточенным умом. Эти виды концентрации не являются Дхармой. Когда в основе лежит страстное желание или ненависть, это неправильная концентрация, не дхармическая.
Основа должна быть свободна от страстного желания, от отвращения и всегда основываться на истине. Вся вселенная воспринимается в рамках тела. Вселенная остается вселенной для вас только тогда, когда она соприкасается с вашими чувственными дверями.
Становится настолько ясно, что все дело в уме и материи: как материя влияет на ум и как ум влияет на материю. Как материя возникает из-за ума. Как ум возникает из-за материи. Как материя превращается в ум. Как ум превращается в материю. Весь феномен становится таким ясным, таким ясным.
Источник: https://www.vridhamma.org/discourses/Practicing-Purification-of-the-Mind
Вы не сидите сложа руки, как камень, думая: “Я медитирующий и ничего не скажу, даже если кто-то собьет меня с ног”. Если человек не понимает мягких ответов, а ситуация требует твердости, тогда вы будете вести себя твердо. Сначала вы убедитесь, что внутри вас нет гнева или враждебности. Если это так, то сначала вам нужно улучшить себя. До тех пор ваша реакция, скорее всего, будет ошибочной, что не поможет ни ему, ни вам.
Благодаря этим учениям и практике улучшаются наши реакции на жизненные ситуации. Как только происходит событие, мы смотрим внутрь себя, пусть всего на несколько секунд, и видим, что как только возникает гнев, за ним следуют ощущения, дыхание становится затрудненным, и даже когда мы наблюдаем за ним, оно успокаивается. Теперь любое наше действие будет правильным и благостным только для нас и для других, поскольку оно исходит из сознательного ума. Действительно, Дхарма учит нас искусству жить; как жить жизнью, полной радости и покоя. Из всех инструментов, которые помогают нам заглянуть внутрь себя, мы используем дыхание, чтобы достичь той стадии, на которой мы можем видеть, где мы можем испытать взаимодействие между разумом и материей. Затем мы наблюдаем за тем, как разум и тело влияют друг на друга; как загрязнения возникают и множатся, пока не одолевают нас и мы не теряем рассудок. Учение Дхармы позволяет нам наблюдать за собой и понимать себя, чтобы избавиться от страданий.
Как только человек познаёт себя, страдания уменьшаются, уменьшается и страх. Жизнь становится спокойной и счастливой. Этому нельзя научиться, просто слушая лекции, читая священные писания или размышляя. Это нужно испытать и практиковать. #selfwellness
Источник: https://www.vridhamma.org/discourses/How-to-Discipline-the-Mind
Для тех, кто хочет начать путь борца за радость, вот ссылка на тест Лиз Бурбо:
https://psytests.org/typo/burbo5t.html
Если сначала сделать тест, а потом читать, начиная с тех травм, которые наиболее сильно проявлены в Вас, то интерес к чтению, думаю, будет выше.
#психология #selfwellness
Продолжение #самооздоровления следуют...