26 сентября в преддверии Всемирного дня туризма в «Точке кипения» фундаментальной библиотеки ОГУ им. И.С. Тургенева прошёл брифинг по ключевым позициям развития туризма на Орловщине.
Спикерами встречи выступили руководитель департамента по проектам развития территорий Орловской области Андрей Карпов и заместитель мэра Орла Игорь Печерский.
В ходе брифинга шла речь о реализации в регионе национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», о перспективах и стратегических планах туристической отрасли на Орловщине, о взаимодействии государства и бизнеса в этой сфере.
Транспортная доступность к орловскому региону будет улучшаться за счёт сокращения времени в пути. По данным на текущий год добраться из московской агломерации в Орёл на машине можно за 3,5 часа, на поезде — за 4 часа. К 2026-му году планируется снизить эти показатели на 30 минут за счёт строительства автобана федеральной трассы М2 на участке от Тулы до Черни и увеличения РЖД скорости движения поездов в южном направлении.
Андрей Карпов рассказал о развитии туристических брендов Орловщины и об эффективных механизмах их продвижения. Одной из визитных карточек нашего региона стал национальный туристский маршрут Бирюзового кольца России «Природа ЗОВВёт...» по древним городам и историческим поселениям Орловского края с посещением самобытных памятников истории и культуры России. На всероссийском конкурсе «Открой свою Россию» данный маршрут вошёл в число 30-ти победителей проекта и стал единственным в ЦФО. Одной из проблем успешного продвижения орловских брендов спикер встречи назвал недостаточное количество качественного контента о туристическом потенциале малых территорий.
Кроме того, на брифинге речь зашла о нововведениях в сфере туризма, таких как туристический налог, который будет введён в России с 1 января 2025-го года. Уплачивать налог, который будет включён в стоимость места размещения для гостя, станут владельцы отелей, хостелов, пансионатов и санаториев.
Андрей Карпов отметил дефицит предпринимателей в сфере индустрии и гостеприимства и считает, что бизнес-сообществу стоило бы присмотреться к туристическому потенциалу нашего региона и формам поддержки от государства, чтобы успешно реализовать свои предпринимательские возможности.
В качестве примера крупного инвестиционного проекта в сфере туризма спикер привёл экопарк «ЗаГрад» в Новодеревеньковском районе. Предприниматель начинала с возделывания лавандовых полей, а затем обратила внимание на потенциал сферы индустрии и гостеприимства. И сейчас это загородный комплекс и база отдыха для всей семьи в исторической локации Судбищенской битвы, а также излюбленного места отдыха поэта серебряного века Андрея Белого.
На брифинге также говорили об инициативе создания загородного парка семейного и активного экоотдыха «ЗуброПарк». Проект занял 5-е место в номинации «Туристический проект» голосования за перспективные программы развития регионов, проведённого летом этого года общенациональным просветительским проектом «Достижения.РФ».
Ещё одним потенциальным проектом может стать музейный комплекс «Музей ратной Славы Орловского края» в областном центре. Предложения по этой программе представлены руководству ВЭБ.РФ. Совместно с данной корпорацией начата проработка оптимальных алгоритмов привлечения инвесторов.
Игорь Печерский представил концепцию обновлённого позиционирования города Орла на туристическом рынке до 2030-го года, связанную с особенностями областного центра, прежде всего, как литературной столицы России.
В рамках развития туристических маршрутов областного центра и благоустраивая различные общественные территории, городские власти сделали акцент на использовании набережных Орла. Поставлена цель связать все районы города и центральную историческую часть областного центра пешими маршрутами. На текущий момент длина пешеходных дорожек составляет 16 км. Через 6 лет общая их протяжённость должна подойти к отметке в 26 км.
Городские набережные разделят на 40 частей, каждая из которых будет иметь свою тематику: историческую, литературную, военную, с уникальностями русского языка и другие. Каждая из тематических зон будет оснащена табличками с QR-кодом и аудиогидом, подключившись к которым можно будет почерпнуть интересную информацию о нашем городе. Таким образом, Орёл позиционируется как входные ворота для развития туризма в Орловской области.
Елена Ермакова,
фото автора