Найти тему
Большой Ростов

Грибоедов на ростовской сцене оказался неожиданно современным автором

Если честно, мы не ожидали этого от Грибоедова!

Сегодня мы открыли театральный сезон. Неделю назад, правда, были в филармонии на концерте Башмета, но в театр этой осенью пошли впервые.

Скопилась кипа билетов - покупаем заранее на несколько недель, а то и месяцев вперёд. И первым был расхваленный знакомыми спектакль «Горе от ума» в Молодёжке.

В отношении постановок в этом театре у нас разные впечатления - от однозначного неприятия до полного восторга. Это театр яркий, экспериментаторский, что немаловажно - именно молодёжный.

«Горе от ума» в интерпретации режиссёра и актёров оказалось комедией настолько современной, что даже иногда хотелось ущипнуть себя: а точно ли это про Россию двухсотлетней давности?!

Современные декорации и костюмы, яркие приметы нынешнего времени - нет, всё это не выглядело пошло - и слова Грибоедова органично ложились на нынешнюю действительность.

Зритель понимал: а ничего-то за эти 200 лет в России и не изменилось! Те же отношения между людьми, те же условия движения по карьерной лестнице, те же характеры и те же устремления людей.

Правда, комедия совершенно не выглядела таковой. Хотя, наверное, и при Грибоедове ею не выглядела.

К чести режиссёра и актёров, был убран идеологический акцент, который нам вбивали в советские времена, - и история любовного треугольника, рассказанная Грибоедовым, получила особый смысл.

Что особенно понравилось - современных текстовых вкраплений почти не было - звучал Грибоедов, и он и был самым современным автором!

Большой находкой считаем также что-то подобное присутствовавшего в древних греческих спектаклях хора.

Тогда, у древних, хор был обязательным коллективным участником древнегреческого спектакля.

Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий.

Хор выражал отношение зрителей к событиям пьесы, служил своеобразным «гласом народа» и одновременно выступал также как действующее лицо.

Сегодня в спектакле мы увидели некую реинкарнацию этого забытого элемента драматического действия.

Мы попробовали себя представить на месте молодых людей, которых в зале было немало. Многие из них, по-видимому, не читали и никогда (чего уж там!) не прочитают комедию. Но сегодня они увидели на сцене своих современников, которые сыпали грибоедовскими афоризмами-сентенциями, забыть которые невозможно.

Спектакль удался. Он оставил не только приятное впечатление, но и является просветительским - для молодёжи. Ну, на то театр и молодёжный!