Готовится сделка по продаже здания Рижского вокзала: такая новость появилась на информационных лентах. Только открывшийся после реконструкции, Рижский вокзал мог стать частью нового амбициозного проекта «РЖД Сити», но что ждет его теперь – неизвестно.
Сообщение со многими неизвестными
Совет директоров ОАО «РЖД» на заседании 27 сентября должен был рассмотреть вопрос о предварительном одобрении сделки по продаже здания Рижского вокзала, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на компанию.
Больше о сделке ничего не известно. Если ее хотят «предварительно одобрить», то некий сценарий дальнейшего развития событий уже проработан, предполагает журнал «Москвич». Однако нам пока ничего не рассказывают.
По версии, которая больше всего обсуждается в СМИ, Рижский вокзал может стать частью масштабного проекта «РЖД-Сити»: этот проект полноценного города внутри мегаполиса уже давно вынашивает руководство РЖД и собирается реализовать его на месте Рижского грузового двора. Официально об отмене строительства не сообщалось.
Чтобы понять предпосылки проекта, стоит оглянуться на историю самого тихого вокзала столицы.
От расцвета до заката
Рижский вокзал (в разные годы – Виндавский, Балтийский, Ржевский) в конце XIX – и до конца ХХ века был своего рода воротами в западную часть России. C Виндавского вокзала отправлялись поезда не только на Северо-Запад страны и в регионы Прибалтики, но и в города современных Белоруссии и Польши.
Вокзал считался самым загруженным в Москве и занимал первое место по количеству перевезённых пассажиров в Российской империи, пишет дзен-канал «О Москве нескучно».
Здание Виндавского вокзала в неорусском стиле было построено в 1897 – 1901 годах по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала в Петербурге.
Оно выглядело очень необычно: три соединенных друг с другом терема с затейливыми окнами и часами под высоким резным кокошником. Декоративные фризы, резные наличники, арочные ниши – Рижский вокзал был похож на большой и нарядный торт и смотрелся торжественно и изысканно. За это его полюбили киношники: здесь снимали сцены из фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Вокзал для двоих», «Мы из джаза».
Технически вокзал тоже был на высоте: к примеру, он имел автономную электростанцию, которая обеспечивала освещение внутри помещения и на перроне. А еще у вокзала было не печное, а централизованное отопление, причём зимой в пассажирские залы попадал тёплый воздух, а летом забирался свежий воздух с улицы, рассказывал координатор движения «Архнадзор» Юрий Егоров изданию VGudok.
В 90-е на потолках по архивным чертежам восстановили художественную лепнину, отреставрировали люстры, сохранив все деревянные перекрытия с декором в парадных залах, писала Газета.ru. А над главным подъездом установили куранты, которые каждый час играли мелодию из песни Раймонда Паулса «Вернисаж» в исполнении Лаймы Вайкуле.
А потом эпоха расцвета Рижского вокзала закончилась. Поезда на северо-запад постепенно сокращали. В начале 2000-х из-за малой загруженности вокзала мэр Москвы Юрий Лужков даже задумывался о сносе здания (заодно с Савеловским вокзалом). Вокзал хотели перенести подальше от центра, освободив место под торгово-офисные площади.
К счастью, в 2021 году Рижский вокзал признали памятником культурного наследия регионального значения, и сносить его, как и существенно менять внешний облик, стало нельзя.
После пандемии COVID-19 вокзал совсем опустел: он прекратил обслуживать поезда, ходившие в Ригу. А в конце 2020-начале 2021 года перестали ходить поезда в Великие Луки и Псков.
Рижский: новейшая история
Новая жизнь Рижского вокзала началась 1 сентября 2024 года – после реконструкции, которая длилась почти полтора года.
Ее задумали, чтобы переустроить ж/д пути для запуска МЦД-4, перевести систему управления движением на цифровую и построить две новые платформы длиной 270 метров, что и было сделано, информирует канал Телеграмма РЖД.
Правда, в процессе реконструкции не обошлось без потерь. Ради новых путей и платформ для электричек снесли историческое здание поста централизации. Заодно закрыли музей железнодорожного транспорта под открытым небом, а его экспонаты перенесли в Лихоборы. Какова их дальнейшая судьба, пока неясно.
Кроме того, с Рижского вокзала на Белорусский перенесли поезда дальнего следования и назад они, судя по всему, не вернутся.
Тем временем с 1 сентября на обновленную станцию Москва-Рижская прибывают и отправляются 7 пар пригородных поездов в будние дни и 8 пар по выходным. В основном это электрички дальних маршрутов до станций Новоиерусалимская, Волоколамск, Шаховская, Румянцево.
Но, очевидно, этого слишком мало для полной загрузки вокзала.
В самом здании из восьми касс работает лишь одна, в которой можно купить билет на поезда дальнего следования. Но желающих купить их немного, пишет «Российская газета».
«Давно понятно, что РЖД Рижский вокзал оказался не нужен. Годами ранее с него убирали поезда дальнего следования, а после реконструкции там остались только пригородные электрички», – пишет «Москвич».
Новый Сити – в формате РЖД
Еще в 2019 году РЖД объявила конкурс на архитектурный проект «РЖД-Сити» – масштабного делового и жилого квартала на территории Рижского грузового двора со штаб-квартирой самой монополии и ее «дочек».
Говорят, что руководство РЖД пожелало работать в одном месте со своими дочерними компаниями – во многом для экономии на операционных расходах, сообщали «Ведомости».
На сайте проекта объясняется, почему РЖД выбрало именно район Рижского вокзала: «Удобное расположение рядом с Третьим транспортным кольцом, невысокая загруженность Рижского вокзала и совместные планы с городом по развитию пригородного железнодорожного сообщения в этом районе».
Под транспортными планами подразумевается будущий транспортно-пересадочный узел «Рижская», который организуют в районе бывшей платформы Ржевская и в котором сойдутся БКЛ, МЦД и предполагаемая остановка высокоскоростного поезда ВСМ Москва – Петербург.
На рендерах, размещенных на сайте, виден комплекс небоскребов разной этажности, на фоне которых здание Рижского вокзала смотрится не слишком органично. Впрочем, главное – что оно на картинках присутствует, остальное – дело вкуса.
В новом районе «РЖД-Сити» на площади 20,6 га будут построены офисные и жилые дома, торговый кластер, медицинский центр, зеленые веранды и крытая аллея. Общая площадь «РЖД-Сити» – 450 тыс. кв. метров, что больше площади двух башен «Федерация» в «Москва-Сити».
В 2019 году тогдашний вице-президент РЖД Андрей Старков говорил, что стоимость реализации проекта может достичь 100 млрд рублей. При этом ни компания, ни госбюджет ничего вкладывать не будут, он будет реализован частными инвесторами, успокаивал общественность Старков. Это значит, что реализация «РЖД-Сити» не скажется на тарифах для пассажиров и грузоотправителей, писала газета «Гудок».
Правда, строительство, которое планировалось начать в 2021 году, пока так и не началось.
Новая жизнь старого вокзала
Планировкой территории и архитектурой «РЖД-Сити» занималось японское архитектурное бюро Nikken Sekkei, входящее в TOП-3 крупнейших архитектурных бюро мира. Проект японцев особенно приглянулся главе компании Олегу Белозерову и главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову.
Главная архитектурная «фишка» проекта – крытая стеклянная галерея-пассаж, визуально напоминающая конструкции вокзалов конца XIX века. Галерея, по задумке, должна стать «общественным пространством, объединяющим работу, повседневную жизнь и развлечения», говорится на сайте. Внутри пассажа – аллея из деревьев и разнообразной растительности.
В начале галереи планировалось сохранить старое ж/д полотно, которое должно было напоминать об истории места. А вот о роли самого здания Рижского вокзала на сайте проекта нет ни слова.
Впрочем, на странице стройкомплекса Москвы stroi.mos.ru, посвященной проекту «РЖД-Сити», сказано, что «Рижский вокзал как объект культурного наследия регионального значения сохранит свой исторический облик».
«В целях создания единой архитектурной концепции редевелопмента территории Рижского грузового двора будет разработана концепция реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия. Проект штаб-квартиры выполняется с учетом всех требований сохранения видовых характеристик здания вокзала», – читаем на сайте.
«Приспособление к современному использованию» – формулировка расплывчатая. Можно только гадать, что имеется в виду.
«Любопытная получается история: еще не так давно нынешние собственники заявляли, что собираются развивать вокзал, а теперь решили его продать, – комментирует ситуацию на страницах «Российской газеты» историк Юрий Егоров. – Надеюсь, здание уцелеет. Скорее всего, в его стенах мы увидим очередной торговый центр. Это самое простое, что можно сделать».
Историк приводит в пример Варшавский вокзал в Петербурге: его закрыли, здание продали и открыли в нем обычный торговый центр.