Боевик “Схватка” Майкла Манна, который выступил и режиссёром, и сценаристом, – это впечатляющая история противостояния полиции и преступников, в которой нет однозначного ответа, кто хороший, а кто плохой. Интересно то, что, будучи боевиком, “Схватка” показывает суровую жизнь широко – не только опасную сторону с погонями и перестрелками, выкупами и предателями, а ещё и сложности в построении домашнего очага, потому что будь то лейтенант, будь то вор, их природа настолько сильна, что они её перебороть не могут.
Уникальность сюжета в том, что Манн на фоне криминальных разборок сумел вписать истории любви, которые не выглядят тут чужеродно, наоборот, они поддерживают общий сюжет, показывая, как уязвимы и полицейские, и преступники всего лишь из-за своих возлюбленных.
Сам Майкл Манн не считает “Схватку” криминальным фильмом: “Я не зацикливаюсь на жанрах. Для меня фильм "Схватка" всегда был сложносочинённой реалистичной драмой”.
Реалистичность тут не метафорическая, потому что в основе сюжета лежат настоящие моменты – встреча полицейского и преступника в кафе и их разговор взяты из реальной жизни, также как и вор Нил МакКоли, а образ Винсента Ханны был создан по реальному полицейскому Чаку Адамсону.
Сюжет
В Лос-Анджелесе на бульваре Венеции командой из четырёх преступников во главе с Нилом МакКоли (в исполнении Роберта Де Ниро) ограблен инкассаторский автомобиль – они похитили только облигации на предъявителя на сумму 1,6 миллиона долларов, а наличные не тронули. Погибли трое полицейских.
Лейтенант Винсент Ханна (в исполнении Аль Пачино) из отдела убийств и разбоя по характеру преступления понял, что работали настоящие профессионалы, а не “мелочь”, потому взялся за расследование.
Так, в схватку вступили профессионалы каждый в своём деле.
Преступники как люди: Две стороны одной медали
Боевик “Схватка” Манна очень напоминает мне французский боевик “Набережная Орфевр, 36” (2004, 36 Quai des Orfèvres) Оливье Маршаля. Дело в эмоциональной основе, которая идёт важным элементом в отношении двух главных лиц. У Маршаля друг другу противостояли двое коллег, комиссары из разных бригад уголовной полиции Лео Вринкс и Дени Клейн, а у Майкла Манна – можно сказать, две стороны жизни, правопорядок и криминальная жизнь в лице лейтенанта Винсента Ханны и высококлассного вора Нила МакКоли. Актёрские дуэты грандиозные в обоих фильмах – Даниэль Отой и Жерар Депардье такое же легендарное сочетание во французском кинематографе (шесть совместных фильмов), как Пачино и Де Ниро – в американском (у них четыре совместных фильма).
Хотя в обоих фильмах так или иначе метафорически показаны две стороны одной медали. И у Майкла Манна есть параллельная линия с личной жизнью у всех тех, кто задействован в сюжете – речь идёт и о лейтенанте Винсенте Ханне с его третьим браком, который не выдержал его профессии, и о каждом из банды МакКоли, кто без ума от своих половин, и о самом МакКоли, кто, глядя на них предпринял попытку остепениться, но оказался большим бандитом, кто ценит свою шкуру: “Ты должен быть готов всё бросить за тридцать секунд, как только запахнет жареным”. И у Оливье Маршаля бьются друг с другом полицейские и преступники, полицейские и полицейские, а “нервным центром” является Камиль Вринкс – жена Лео, которая любит своего мужа, а в прошлом имела связь с Клейном. Клейн при этом холоден со своей женой, он полностью ушёл в профессию, предпочтя карьеру, ради которой он оказался готов на всё.
Связь между обеими сторонами жизнь самая тесная, говорящая об одном – они не существуют друг без друга.
У Майкла Манна в фильм есть центральная сцена*, которая формирует его. Это диалог между Винсентом Ханной и Нилом МакКоли. Совершенно рядовой разговор, словно за столом в кафе встретились два старых приятеля. Словно бы вокруг неё разрастается этот трёхчасовой сюжет с напряжённым поиском банды преступников, ограбивших инкассаторский автомобиль, и жёнами, недовольными мужьями, слишком преданным своей профессии.
*Такая встреча реально состоялась между настоящим преступником Нилом МакКоли и детективом Чаком Адамсоном (в фильме его назвали Винсентом Ханной). Их диалог перешёл в фильм практически слово в слово. Между ними установилось настоящее взаимопонимание, Чак Адамсон уважал профессионализм МакКоли и восхищался его криминальным авторитетом и нежеланием идти на неоправданный риск. Они оба признали, что один из них, вероятно, убил бы другого без раздумий при необходимости.
Настоящая встреча полицейского и преступника, которая вдохновила на создание знаменитой сцены, произошла в 1964 году. В реальности был город Чикаго, в фильме его заменил Лос-Анджелес.
На съёмках “Схватки” Чак Адамсон работал консультантом.
Нил МакКоли против Винсента Ханны
Нил МакКоли предпринимает попытку стать семейным человеком (насколько это возможно в его случае). Он сближается с девушкой по имени Иди, продавщицей из книжного магазина, планирующей накопить денег и открыть собственное дело, связанное с графическим дизайном. Конфликт в том, что для Нила дороже его принцип “бежать, когда пахнет жареным”, но Иди он об этом не говорит, давая ей ложную надежду, что секс на одну ночь – не для него, и продолжая отношения.
Винсент Ханна старается быть хорошим мужем для Джастин, своей третьей жены. Ещё до свадьбы он предупредил Джастин, что её ждёт, что он принадлежит полиции, на что она согласилась. Винсент хочет быть не только хорошим мужем, он пытается заботиться и о своей падчерице Лорен, дочери Джастин от предыдущего брака. Лорен в этой истории – пример абсолютной невинности и жертва чёрствости взрослых, которые увлечены своими жизнями всегда чуть больше, чем нужно их детям.
Винсент Ханна превосходит Нила МакКоли хотя бы тем, что честен с собой и своими близкими, а Нил честен только с собой. Тем не менее, всё это показывает их настоящими эмоционально сложными людьми.
Если бы они имели одну сторону – исключительно преступник, исключительно представитель закона, – эти образы имели бы меньший успех, им трудно было бы сочувствовать. Мне было каждого по-своему жалко. Хотелось бы, чтобы Винсент смог найти решение для брака с Джастин, хотелось бы, чтобы произошло чудо, и Нил бы, сбежав с Иди, обрёл покой. Но Майкл Манн не пытался найти место чудесам в своём сценарии, он сделал его суровым и правдивым. Он свёл историю к тому, что, как бы преступники и полицейские ни старались строить свои жизни вне профессии, ближе всего они остаются друг для друга. Финальный эпизод, когда Нил протягивает руку Винсенту, об этом говорит.
Они смотрели друг другу в лицо, сидя за столом в кафе, они всегда знали особенности работы друг друга, они никогда не питали никаких иллюзий относительно друг друга, они понимали, что никто по-настоящему не выигрывает.
Когда боевик “Схватка” вышел в прокат в 1995 году, он, что называется, задел за живое настоящих преступников. Они переняли манеру ограбления от банды Нила МакКоли из фильма. Самый известный инцидент произошёл в Лос-Анджелесе в 1997 году, когда пара грабителей вступила в перестрелку с полицейскими. Конечно, это не то, чего Майкл Манн намеревался достичь своей историей, но это лишний раз доказывает, какое влияние оказывает искусство на реальность (собственно, как и наоборот).