28 сентября исполняется 96 лет со дня рождения заслуженной артистки России Веры Титовой. В кино она дебютировала в конце 50-х, чаще играла небольшие роли доярок, кухарок, поварих. А особенно полюбилась зрителю сказочными героинями: Ведьмой, Чернильницей, Печкой… Но конец жизни актриса встретила далеко не сказочно.
После смерти любимого супруга Вера Алексеевна перестала сниматься, много болела, пыталась выжить на крошечную пенсию. Она ушла из жизни, так и не написав книгу воспоминаний, о которой мечтала. Об этом мы как-то с ней разговаривали…
Родом Вера Титова из Казани. Отец Алексей Титов погиб на финской войне, мама Анна Корниловна работала ткачихой.
- В военные сороковые годы в наш город привезли людей из блокадного Ленинграда, – вспоминала Вера Алексеевна. – Мы с мамой пригласили в нашу маленькую комнатку в коммуналке одну еврейскую семью – уж больно их жалко было. И вот тётя Фаня как-то сказала моей маме: «Нюра, ты отдай дочку в театр, она у тебя такая актриса будет!» Я уже тогда выступала перед ранеными бойцами: чечётку отбивала, цыганочку танцевала. Мама отвела меня в театральную студию при Казанском драматическом театре, откуда потом, в 1947 году, меня взяли уже в сам театр. Помню, я играла мальчика Серёжу в «Анне Карениной». После войны мы даже на гастроли выезжали в Ленинград, а потом в Москву.
В столице казанские актёры выступали на сцене Малого театра. И вот однажды после спектакля за кулисы пришёл заместитель министра культуры Николай Беспалов – и сразу к Титовой: «Подумай: в каком московском театре хочешь играть? Как скажешь, мы сразу тебя устроим!» К тому времени она уже была замужем за инженером Александром Сысоевым. Он-то и оказался против переезда в столицу: «Ну что тебе в Казани-то не играется?» И актриса отказалась.
- В 1955 году, опять же на московских гастролях, меня и режиссёр Валентин Плучек звал в театр Сатиры, и режиссёр Сергей Майоров в театр имени Ленинского комсомола, – рассказывала Вера Титова. – Но… Пришла я на спектакль «Клоп» в театр Сатиры, смотрю – а там такие длинноногие красавицы актрисы ходят. Плучек приглашает меня после спектакля к себе в кабинет: «Ну что, пойдёшь ко мне в театр?» Я говорю: «У вас вон какие актрисы, зачем я вам, такая низкорослая, нужна?» А Валентин Николаевич отвечает: «Дура, пойми, мне актриса нужна, а не красотка!» Но я всё равно отказалась.
В Казани Веру Титову приглашал петь в своём коллективе знаменитый Олег Лундстрем. С его супругой актрисой Галиной Ждановой Вера Алексеевна дружила. Услышав, как Титова на театральных капустниках исполняет джаз, Олег Леонидович и предложил актрисе солировать в его коллективе, но Титова расценила это как шутку и, смеясь, отказалась.
В 1957 году из Ленинграда в Казань пришла телеграмма от известного режиссёра Георгия Товстоногова – приглашение в ленинградский театр имени Ленинского комсомола. О таланте тогда уже заслуженной артистки Татарской АССР Веры Титовой Георгию Александровичу рассказали коллеги. На этот раз Вера Алексеевна, которая к тому времени развелась с мужем, решила ехать. Так и осталась в Ленинграде: играла на сцене, снималась в кино и периодически навещала оставленного в Казани сына – на момент её отъезда Владу шёл третий год.
- Мне неприятно, когда говорят: мол, мама тебя бросила, – признаётся в разговоре со мной сын актрисы Владислав Сысоев. – Я этого не ощущал, для меня то, что она где-то там, а я остался с бабушкой по материнской линии – было нормально. Анна Корниловна показывала мне маму по телевизору, и я очень ею гордился. Мы переписывались. Помню, в конце каждого письма спрашивал: «Мамочка, когда ты приедешь?» Став постарше, уже не приписывал, начал понимать, что маме больно такое читать. Она часто звонила. А когда приезжала – бывало, плакала. Очень меня любила. Но такая уж работа у артистов, постоянно в поездках – концерты, съёмки, гастроли. С моим папой они развелись, думаю, из-за молодых амбиций. Отца можно занести в Книгу рекордов Гиннеса – он в тридцать четыре года стал главным инженером огромного ТЭЦ-2, а в тридцать пять – директором и в этой должности проработал до самой пенсии. Ему, конечно, необходимо было оставаться в Казани, а мама хотела в Ленинград. Вот и расстались. Вспоминаю, когда пошёл в первый класс, мама приехала. Я тогда чувствовал себя как-то скованно, всё-таки не привык ещё к ней. А потом уже каждое лето в августе приезжал к ней в Ленинград. Мы много гуляли по музеям, она показывала мне город, водила на киностудию «Ленфильм», где знакомила с известными артистами, например, с Сергеем Филипповым и Александром Демьяненко. В Ленинграде мама вышла замуж во второй раз – за артиста Александра Густавсона. Они были так влюблены друг в друга! Мне нравилось у них бывать. Мама обязательно готовила что-нибудь вкусное: блинчики или жареные кабачки, Александр Леонтинович к моему приезду покупал любимые мною напиток «Байкал» и ленинградскую буженину. Когда знакомые Густавсона видели нас вместе, он часто шутил: «А это мой сынок – Владислав Александрович!» Помню, водил меня на съёмки фильма, в котором снимался… Он умер от онкологического заболевания, не дожив до своего 65-летия. Мама тяжело переживала его уход.
Известной и любимой актриса стала благодаря кино. Она всегда снималась с большим удовольствием. В конце жизни мечтала написать книгу, в которой собиралась рассказать о смешных случаях на съёмках, но не успела.
Например, рассказывала мне:
- Как-то мы снимались на пароходе в фильме «Порожний рейс» с актёром Борисом Андреевым. Жили на пароходе, который кроме нас ещё и перевозил арбузы. Когда у нас был выходной день, Борис Андреев обязательно выпивал. Причём стадии его опьянения можно было распознать так. Первая: Боря ходил по палубе, пароход покачивался, а он напевал: «Ты идёшь, и я иду, и он идёт, и всё идём! Куда идём? Зачем идём? А всё идём, а всё идём!» Такая чепуха, казалось бы, но так смешно это было! Вторая стадия: Боря ходил по палубе, заложив руки назад, и бубнил себе под нос: «Море смешало шило с мылом, шило и мыло море смешало…» А в третьей он выкатывал из каюты арбузы ногой и кричал: «Угощаю!» А мы их ловили, чтобы не раскололись.
В киносказках актриса снималась много и с удовольствием: «Новогодние приключения Маши и Вити», «Снежная королева», «Старая, старая сказка».
- К своим сказочным героиням я отношусь с особой любовью, – говорила мне Вера Алексеевна. – Помню, смешно утвердили на роль Ведьмы в «Старой, старой сказке». Мне очень нравился актёр Саша Збруев, и я согласилась подыграть ему на пробах – ведь изначально, ещё до Олега Даля, именно он пробовался на роль Солдата. Я специально стояла перед камерой спиной, чтобы Сашу было хорошо видно. Отыграли мы, и я уехала на съёмки другого фильма в Ригу. В один прекрасный день горничная приносит мне в гостиничный номер телеграмму от режиссёра Надежды Кошеверовой: «Поздравляю, ты – ведьма». Я была удивлена, ведь слышала, что на эту роль приглашали ещё и Татьяну Пельтцер, и Марию Миронову. А поздравляют меня! Кстати, горничная перестала ко мне заходить в номер, видимо, испугалась, что там за ведьма такая. Сниматься было забавно. Моя Ведьма много прыгала, бегала, такая подвижная старушонка была. Правда, в некоторых сценах, например, когда я должна была прыгать на дерево, меня подменял дублёр-мужчина. А помните, когда Солдат отрубает мне голову и вместо неё вырастает кочан капусты? Как же мне тяжело было: приходилось низко наклонять голову и на шею ставить этот кочан, а снимали меня сзади. И так несколько дублей.
Все, кто работал с Верой Алексеевной, вспоминают одну особенность актрисы – Титова всегда улыбалась.
- От неё шло такое тепло, ну совсем как от настоящей печки, простите за каламбур, – вспоминает в разговоре со мной Юрий Нахратов, сыгравший Витю в сказке «Новогодние приключения Маши и Вити», где Титова снималась в роли Печки. – Больше сорока лет прошло, но помню, что Вера Алексеевна была доброй. Вот это ощущение запомнил. Мы снимали на киностудии «Ленфильм», в печке лежали бутафорские пирожки. Были и настоящие, которые пекли специально в столовой киностудии, но их нам давали только на дубли, где мы ели. Так вот Титова незаметно от всех эти пирожки давала нам между съёмками, подкармливала.
- Меня тоже Вера Алексеевна кормила, – смеётся в беседе со мной актриса Елена Проклова – Герда из фильма «Снежная королева», где Титова сыграла Чернильницу. – На съёмках мы не пересекались, а вот встретились на озвучании. Честно признаюсь, я немного растерялась: на экране мне эта актриса казалась меньше. Вера Алексеевна угощала конфетами, приготовленными дома вкусностями – пирожками, печеньем. Родная, добрая бабушка – такое оставила впечатление.
- Мама снималась в фильме «Братья Комаровы», где играла воспитательницу, – продолжает рассказ Владислав Сысоев. – По сюжету в детском саду теряется мальчик, и воспитательница переживает, плачет. Я спросил её: «А как же ты плакала?» Она объяснила: «Представила, что потерялся ты, и слёзы сразу сами хлынули!»
Старость актриса встретила в однокомнатной квартире в отдалённом петербургском районе Гражданка. Чуть ли не каждый день Вера Алексеевна, заходя в магазин в соседнем доме, слышала от прохожих: «Ой, вы здесь живёте? А мы-то думали, что все знаменитости в центре прописаны». Но актриса ничуть не смущалась.
- Спасибо, что узнали. А я рада, что тут живу, в центре не хочу. Случись наводнение, там сразу всё будет в воде, а наш район на возвышенности, до нас вода не дойдёт.
Зато вода заливала Веру Алексеевну сверху – много лет потолок в её маленькой квартире на пятом этаже протекал, а местами и совсем обвалился. Позволить себе ремонт актриса не могла, а помощи ждать было неоткуда.
- Много раз обращалась в коммунальные организации, но везде говорят, чтобы потолок ремонтировала сама, – незадолго до смерти жаловалась мне Вера Алексеевна. – Но как же я смогу? Пенсии три тысячи рублей на ремонт не хватит.
И это притом что в 70-х актриса на общественных началах была депутатом Петроградского района. Сколько квартир она помогла получить людям за 11 лет деятельности, сколько хороших пенсий выбила, скольких детей определила в ясли и садики! И не сосчитать. А о себе не подумала.
Жила Титова одна. В последние годы часто болела – давление, да и ноги плохо слушались. Обращалась в райсобес, чтобы хотя бы помощницу по хозяйству предоставили, но безуспешно.
- Вы не подумайте, что я уж совсем голодаю, – смеясь, отвечала мне Вера Алексеевна на вопросы о житии-бытии в 2005 году. – Например, весь позапрошлый год Гильдия актёров мне по тысячи рублей в месяц присылала, я откладывала, копила. Даже пальто себе лёгкое купила, красивое. По сто рублей в месяц Союз кинематографистов присылает. Сын мой из Казани балует меня иногда посылочками: то грибы сушёные пришлёт, то ещё что-нибудь съестное. Денег-то у них самих немного.
Сын Владислав Александрович Сысоев с супругой Марией Александровной и сейчас живёт в Казани, оба преподают в химико-технологическом университете. Там же работает их младшая дочь Елена. А старшая, Анна, – главный химик на одном из казанских предприятий, воспитывает сына Марата.
- К моему великому сожалению, с бабушкой мы общались в основном по телефону и писали друг другу письма, – говорит внучка актрисы Анна, – а виделись лишь несколько раз, потому что жили в разных городах. В начале 90-х бабуля приезжала к нам, чтобы повести меня в первый класс. Всегда с блеском в глазах рассказывала мне о своей работе, любила сцену и съёмки в кино, перевоплощение.
- Это был её последний приезд к нам, – вспоминает Владислав Сысоев. – В школе, конечно же, все были приятно удивлены – такая известная актриса к ним приехала. А наши соседи по дому считали своим долгом пригласить Веру Титову в гости. Я её всегда находил у кого-нибудь в квартире – отказать она не могла. Мама вообще была человеком общительным, дружила с людьми разных профессий, но и с артистами – например, с Людмилой Глазовой, Любовью Соколовой, Людмилой Чурсиной и многими другими.
Дома Вера Алексеевна хранила все письма, телеграммы с вызовами на съёмки, программки спектаклей, в которых играла, публикации о себе. Правда, статьи эти многолетней давности.
- Наверное, все думают, что меня и в живых уже нет, – говорила актриса. – Однако на 75-летний юбилей пришла телеграмма: «Уважаемая Вера Алексеевна! Гордимся поздравить Вас с юбилеем», – ну и ещё много всяких хвалебных слов. И несколько подписей: Никита Михалков, Игорь Масленников, Елена Цыплакова, Сергей Жигунов… Коллеги то есть мои.
В конце жизни актриса мало появлялась на людях, с друзьями общалась редко, а о работе только мечтала.
- Я столько часов налетала в своей жизни, – рассказывала Вера Алексеевна, – больше многих профессиональных пилотов. Съёмки, гастроли, к сыну в Казань летала. И вот долеталась. Врачи мне настрого запретили пользоваться самолётами из-за давления. И от ролей уже отказываюсь, совсем больная стала.
- В последние годы мама не могла ездить на метро или поезде – боялась, – рассказывает сын актрисы. – Бывали случаи, когда в дороге становилось плохо. Её ссаживали где-нибудь на полустанке и помещали в сельскую больницу. Я предлагал маме переехать к нам, но она не хотела, привыкла уже к Санкт-Петербургу, к своей квартире. Но часто повторяла, что хочет быть похороненной вместе со своей мамой и бабушкой в Казани. Так мы и сделали – кремировали мамочку в Питере, а прах захоронили у нас, как она и завещала.
- Мне бы и хотелось что-нибудь сыграть, но понимаю, что это невозможно. Приходится жить воспоминаниями, – говорила за два года до своего ухода Вера Алексеевна. – Смотрю, как с потолка течёт вода, и так грустно на душе. А вспомню свою жизнь – и сразу легче становится. Ведь я всегда играла в кино добрых персонажей, сказочных. И я рада, что зритель меня такой и запомнил.
Актриса ушла из жизни в 77 лет 24 марта 2006 года.
Подписывайтесь на канал «Пераново перо», ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов