В то время как работодатели следят за продуктивностью сотрудников, работники все более креативно находятспособы отлынивать от работы. Ложная продуктивность — это когда работники создают видимость продуктивности, при этом не выполняя каких-либо значимых задач.
Судя по всему, это явление стало результатом распространенной культуры презентеизма (от англ. present — присутствовать), при которой работник проводит на рабочем месте больше времени, чем это необходимо или требуется условиями трудового соглашения. Обычно имеется в виду поведение заболевшего работника, который из-за опасений потерять рабочее место продолжает выходить на работу, но в силу плохого самочувствия работает менее эффективно, чем обычно.
То есть работники настолько привыкли находиться под пристальным наблюдением руководства, что взяли это на вооружение. Теперь они заполняют свой день сотнями бессмысленных задач поверхностного уровня, а их работодатели не видят, что они уклоняются от своей настоящей работы, потому что зачастую не могут отличить, когда сотрудники кажутся занятыми, а когда действительно работают.
«Я не могу, извините. У меня 16 звонков в Zoom, плюс нужно организовать посиделки в честь выхода Джереми на пенсию». — говорит коллега. «Заходишь в систему из дома, молча присутствуешь на куче бессмысленных совещаний, слегка двигаешь мышкой, и внезапно освобождается масса времени для просмотра Netflix за счет компании», — советует другой.
Многие менеджеры считают, что так и происходит. Новое исследование показало, что почти половина всех руководителей обеспокоены тем, что их сотрудники симулируют загруженность. С другой стороны, около двух третей сотрудников вообще отрицают, что изображают занятость.
Ни один бездельник никогда не признается в том, что он бездельничает на работе. Однако есть и решение. Работодателям стоит ориентироваться на результат, а не на микроменеджмент. Если вы считаете, что сотрудник справится со своей задачей в заданные сроки, то смиритесь с тем, что он проведет остаток рабочего дня так, как считает нужным.
Исследование, проведенное сервисом «Работа.ру», выяснило, чем занимаются жители России во время онлайн-встреч. Только 27% опрошенных включают камеры во время звонка. 70% респондентов слушают, что происходит на звонке или совещании, 50% во время звонка продолжают заниматься работой, 22% параллельно отвечают на рабочие письма, а 14% — на личные сообщения.