Среди героев Отечественной войны обязательно упоминают генерала Дмитрия Дохтурова. Но вот вниманием потомков он как-то обойден – ни фильмов, ни романов о нем нет. Хотя это именно он заставил Наполеона отступать по старой и разоренной Смоленской дороге, что привело к окончательному разгрому «непобедимой армии». Современники говорили: именно Дохтуров решил исход кампании 1812 года.
А между тем, 2024 год для Дмитрия Сергеевича Дохтурова юбилейный – 12 сентября (по новому стилю) исполнилось 265 лет со дня его рождения в 1759 году.
А родился в семье тульских мелкопоместных дворян. Считается, что их предок Кирилл Иванович приехал в Россию из Константинополя и был личным врачом у царя Федора Иоановича. Отсюда и фамилия. Кстати, она не во всех документах писалась как Дохтуров, встречается и как Докторов.
Дворяне Дохтуровы небогатые, но при этом и дед, и отец Дмитрия были офицерами лейб-гвардии Преображенского полка. Однако для крупной карьеры надо было иметь более родовитое происхождение. Даже для чрезвычайно умного и даровитого мальчика.
Без связей высокого образования было не получить. А отец Сергей Петрович уж очень восторгался способностями сына. До такой степени, что решил – он обязательно должен учиться в Пажеском корпусе, самом престижном на тот момент учебном заведении России.
Как ему это удалось сделать - историки и немногочисленные биографы Дохтурова не понимают до сих пор. По легенде, а иначе этот непроверенный слух и не назвать, Сергею Дохтурову удалось добиться личной аудиенции у Екатерины II. Осмелимся предположить, что помогли родовитые сослуживцы по Преображенскому полку. Или же имел возможность оказать когда-либо услугу Екатерине о которой ничего не знаем. Тут только гадать на пустом месте можно – никаких сведений.
Императрица, оценив талант мальчика, в 1771 году распорядилась зачислить его в Пажеский корпус. Попав туда, все новобранцы прошли тщательное испытание на знания и сообразительность. По их итогам образовывался особый камер-пажеский класс из 16 человек, и Дмитрий Дохтуров оказался в нем. Это уже он сам добился.
Обращает на себя внимание, что самодержица и в дальнейшем была весьма милостива с молодым офицером. Службу он начал в 1781 году поручиком лейб-гвардии Семеновского полка, затем в чине капитана продолжил службу в Преображенском. В этом качестве и попадает на русско-шведскую войну в 1789 году. Вероятно, карьере способствовал Григорий Потемкин, который заметил талант офицера и назначил его командиром роты.
В первом же сражении на острове Куцаль-Мулин, 13 августа, Дохтуров был ранен в плечо, но через три дня уже стал командовать штурмом вражеской батареи. Участвовал во взятии острова Гевенланд. Екатерина отметила его заслуги, наградив золотой шпагой с бриллиантами.
Но вот незадача – в мае 1790 года при десанте на остров Каргесира пушечное ядро попало аккурат в наградную шпагу и смяло ее. Екатерина, узнав о таком случае, распорядилась изготовить новую и отправить ее Дохтурову. Все же поразительное внимания императрицы, которое косвенно подтверждает легенду об аудиенции. И лишний раз подчеркивает ее дар видеть талантливых людей, даже когда они еще дети.
А дальше тоже были удивительные вещи. Как известно, Павел I,, вступив на престол, подверг опале всех, кого осыпала милостями ненавистная им мать. Но Дохтурова это не коснулось. Более того, в 1797 году он получает чин генерал-майора за образцовое содержание вверенного Елецкого мушкетерского полка и переводится в Софийский полк. А через два года становится генерал-лейтенантом. Получается, при Павле Дохтуров вошел в элиту России.
При вступлении на престол Александра I монаршее внимание не прекратилось. Он получает командование Елецкий полк, в котором когда-то уже служил, а потом и Московский пехотный. Награждается высокими орденами. Наконец в 1810 году получает чин генерала от инфантерии – выше уже только фельдмаршал.
А теперь главное – ничего из этих наград и званий Дмитрий Дохтуров не получил за просто так. Все было заслужено. Просто это нечастый в отечественной истории пример, когда успехи замечались и вознаграждались.
Дохтурова называют непревзойденным тактиком. Этот талант в полной мере раскрылся в эпоху Наполеоновских войн. В 1805 году Кутузов поручил ему обходной маневр против корпуса самого талантливого (и тоже сейчас подзабытого) полководца Бонапарта генерала Мотьера. И разбил его одной штыковой атакой.
В битве при Аустерлице в том же 1805 году Дохтуров реорганизовывает колонны, попавшие в наполеоновскую ловушку, и выводит их из окружения. При Прейсиш-Элау его войска не дрогнули перед кавалерией и гвардией Наполеона и выстояли. Вообще, отмечают – где появлялся Дохтуров, любая паника прекращалась и восстанавливался порядок.
С началом Отечественной войны 1812 года командовал 6-м корпусом 1-й армии Барклая де Толли. Стремительное наступление Наполеона отрезало его от основных войск, но он сумел пробиться и соединиться.
Под Смоленском командовал обороной города. Причем сильно болел - была лихорадка. Когда де Толли поинтересовался позволит ли ему здоровье командовать, тот ответил, что лучше пасть в бою, чем помереть на кровати. Отразил все атаки, а потом со смехом говорил, что Смоленское сражение его вылечило быстрее любой микстуры.
Под Бородино командовал резервом. Вверенные войска в сражении участие не принимали, но только не Дохтуров. Когда смертельно ранили командующего 2-й армией Багратиона, то Кутузов поручил командование ему. Он быстро навел порядок в войсках, где уже начиналось смятение и, даже, паника. На этом направлении французы больше не смогли продвинуться ни на шаг.
Но главный подвиг генерала Дохтурова – это битва при Малоярославце. Когда пришло известие, что Наполеон отступил из Москвы, то Кутузов поручил именно ему выяснить – куда?
24 октября дивизия Дохтурова подошла к Малоярославцу и поняла, что противник его уже занял. Генерал принял решение атаковать и одновременно послал донесение Кутузову. Французов выбили из города, но сражение на этом только началось.
И продолжалось весь день – город восемь раз переходил из рук в руки. Погибло 7 тысяч русских солдат. Но на переправу через реку Лужу врага не пустили. Подошедший корпус Раевского помог окончательно отбросить Наполеона.
Битва при Малоярославце считается главным стратегическим успехом всей русской армии в 1812 году. Бонапарт вынужден был отступать по старой Смоленской дороге, окрестности которой сам же и разграбил. Это привело к окончательному разложению армии и превратило отступление в бегство.
В Заграничном походе Дохтуров отличился при Дрездене и в Битве народов при Лейпциге. Брал Париж. А потом заболел и получил отпуск. Однако, когда вернулся Наполеон на свои знаменитые 100 дней, немедленно принял участие в его окончательном разгроме.
Но здоровье закончилось. 1 января 1816 года генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров с почетом выходит в отставку. 12 (24) ноября того же года скончался в своем доме на Пречистенке в Москве. Похоронен в Давидовой пустыни под Серпуховом в семейном кладбище своей супруги Марии Оболенской.
И потихоньку о нем забыли, только историки и вспоминали. Могилу потеряли еще до революции 1917 года. И только в 2002 году, при работах, под асфальтом, обнаружили захоронение, в котором лежал человек в истлевшем генеральском мундире и с медальоном с изображением св. Дмитрия, митрополита Ростовского, которого Дмитрий Дохтуров считал своим покровителем.