Найти тему
Словесник

ЖАСМИНОВАЯ АЛЛЕЯ: кого воспитывает современная эстетика. Часть 3

Арка главного входа в парк им.Горького. 1960-е гг.
Арка главного входа в парк им.Горького. 1960-е гг.
-2
-3
-4
Парк в 1960-е
Парк в 1960-е

Коммерция любой ценой или бессмысленное уничтожение традиционной эстетики?

Краснодарцы хорошо помнят, что в 1960-70-е гг. парк имени Горького был огорожен витой чугунной решеткой, а главный вход украшала торжественная нарядная арка в классическом стиле. Главная аллея начиналась сразу от входа большой яркой клумбой с бордюром из петуний, душистого табака, алых сальвий. В парке работала старая теплица, каждый год в грунт высаживали тропические растения, сохраняя традиции Екатеринодарского Войскового сада. Особенно много было пальм и больших разноцветных садовых примул. Веерные пальмы являлись привычным атрибутом главного входа парка и многочисленных искусственно созданных достопримечательностей – горок, фонтанов, водоёмов, укромных уголков с неожиданно оригинальными украшениями.

Изысканной и нарядной была парковая скульптура, выполненная в традиционном стиле. До начала 80-х годов аллеи парка не были покрыты асфальтом, их периодически засыпали новыми порциями желтого декоративного песка, в котором часто попадались ракушки. Легко дышалось и деревьям, и травам, и людям. Поэтому растительность оставалась пышной и свежей, в центральной аллее развели большое количество белок. Разнообразными выглядели многочисленные фонтаны, каждый имел свою тематику. Парк был местом романтического уединения, общения с природой, памятником культуры, т. е вполне заслуживал наименование "парк культуры и отдыха". Летний кинотеатр, работавший по вечерам, за символическую плату позволял горожанам испытывать приятные эмоции на свежем воздухе. Днем лошадка пони возила детей по аллеям парка. Работали аттракционы: воздушные качели, карусель, колесо обозрения.Однако эти развлечения занимали достаточно скромное место в досуге отдыхающих, парк оставался тем, чем был с самого начала – городским садом, предназначенным для отдыха на лоне природы. Большой пруд в парке имени Горького был местом обитания не только уток, но белых и черных лебедей и павлинов.

Оставаясь парком культуры и отдыха по названию, парк на глазах начинает меняться с 1982 года. В это время аллеи заливают асфальтом, сокращают количество фонтанов, сделав их однотипными, по образцу сочинских "музыкальных", с яркой подсветкой, так называемой "светомузыкой". Парковая скульптура к 1980 году уже была уничтожена и заменена кустарными поделками местных умельцев. Прекратила своё существование теплица. Отсутствие в дальнейшем на острове большого пруда лебедей, павлинов и уток в прессе объяснили "вандализмом горожан". Парк пережил запустение 90-х и обрел свободное от советских интерпретаций имя Городского сада, совершенно потеряв прежний облик. То, что осталось от нашей городской достопримечательности, может быть названо торгово-развлекательным центром, но отнюдь не парком или садом.

Переживший без непоправимого урона две войны и революцию 1917 года, Краснодарский парк так и не оправился от Перестроечных новшеств. С начала 80-х годов не существует чугунная решетка и нарядная арка главного входа, все пространства, кроме уцелевших клумб, закатаны асфальтовым покрытием и похоронены под тротуарной плиткой.

Известно, что театр начинается с вешалки. Любое культурное мероприятие, в том числе посещение парка или выставки, предполагает настрой на определенную эмоциональную волну, содержание отдыха. Начало главной аллеи нынешнего "городского сада" в Краснодаре – это не нарядная клумба, не пальмы и тепличные растения, а мемориал, посвященный героям и жертвам гражданской войны. Его естественным продолжением мог бы быть музейный комплекс, аллея славы. Но унылая полоса тротуарного покрытия, бессмысленно лишенная цветов и других украшений, подводит неожиданно к иной реальности: коммерческая столовая, где продают спиртное и шашлыки по баснословным ценам. Кстати, сбоку от памятника находятся три больших киоска с мороженым и напитками. Далее, за мертвой асфальтовой зоной, батуты, прокат велосипедов и снова – киоски, киоски, коммерческие ларьки: мороженое, сахарная вата, напитки. Конечно, у входа в театр варьете тоже можно разместить нечто от наглядной агитации, например хорошо всем известный плакат "Ты записался добровольцем?" Но будет ли это выражением истинного уважения к истории родной страны? Уничтоженные клумбы и фонтаны, основательно поредевшая растительность, канувшая бесследно прелесть укромных уголков и романтических аллей делают отдых в новоявленном "городском саду" лишенным прежнего смысла.

То, что "известный ландшафтный дизайнер Яков Бекельмейер" создавал, вкладывая душу и незаурядный талант, необратимо погублено и превращено в случайное соседство плохо продуманных зон отдыха. Парк перестал быть памятником истории Екатеринодара, местом отдыха истинно культурного. Неприкрытый коммерческий интерес, неуместное сочетание патриотической символики и неряшливых доходных ларьков в избыточном количестве, отсутствие продуманного плана застройки, единого замысла, ансамбля – все это никак не может вызывать гордость жителей города, формировать хороший вкус и не является эстетической ценностью. Большим минусом, несомненно, стало изменение окружающей среды, ухудшение экологической обстановки. Парк сократился в размерах, его дыхание уже не очищает городской воздух с прежней интенсивностью.

Новый облик культурного объекта во многом такой же, как у Чистяковской рощи: поредевшая растительность, за ней больше не ухаживают бережные руки опытных садоводов, аттракционы имеют вид ярмарочных балаганов и явно преследуют единственную цель – наживу. При этом желающих воспользоваться услугами развлекательных мероприятий, соотносительно с количеством предложений, очень немного.

Карусели на главной аллее в 2019 году
Карусели на главной аллее в 2019 году
Новый облик парка. 2019 год
Новый облик парка. 2019 год
А это главный вход в парк в 2019 году
А это главный вход в парк в 2019 году

Нельзя не сказать и о том, что парки Краснодара всегда были местом прежде всего семейного отдыха и прогулок с детьми. Понятие семейного отдыха предполагает единство интересов нескольких поколений и реализацию воспитательных целей. Это говорит в пользу уютных кафе-кондитерских с не самым дорогостоящим ассортиментом, исключает засилье неряшливого фастфуда (фастфуду место на автостоянках, не в парках!), требует достаточного количества лавочек в тихих тенистых аллеях, защиту от городского шума. Да и коммерция не должна быть наглой, самоцельной: деньги отдают, приобретая взамен то, что считают для себя ценным, а не для обогащения хозяев услуги. Кроме того, в месте культурного отдыха торговая деятельность должна быть незаметной и ненавязчивой: буфет не может быть целью посещения театра, как бы он на эту роль ни претендовал. С другой стороны, можно ли превращать все места городского отдыха в спортивные площадки, торговые площади, бесконечные конкурсы нелепого содержания, превращая гуляющих в шумные толпы? И соответствует ли это запросам культурного большинства жителей Краснодара?

Пока что итог можно сформулировать вполне однозначно: город потерял ценные памятники культуры и места отдыха, получив взамен усредненный ширпотреб.