Где-то прочитал в отношении фильма 1999 года «Жестокие игры», что, дескать, это «чувственная мелодрама». Можно оспорить каждый из элементов данной характеристики: «чувственность» здесь явно уступает «расчётливости», а «мелодрама» по сути своей походит на «триллер».
В итоге мы имеем на выходе крайне необычный молодежный фильм, который, с одной стороны, стал отравной точкой целой плеяды сиквелов и всевозможных продолжений («Манчестерская подготовка» и т.д.), с другой стороны, на некоторое время ввёл в моду молодежные психологические триллеры, причем, в некоторых случаях со схожим актёрским составом (вспоминаем Джошуа Джексона, чуть позже появившегося в «Сплетне»).
Впрочем, заслуга режиссера Роджера Камбла состоит в том, что он вывел подростков за границы «гангстерской модели поведения» (в социологии есть версия, что бандиты могут быть подчеркнуто инфантильными) и сроднил их нравы с куртуазной эпохой. То есть перенес «рококо» в условия современной школы.
Что более важно, это был его режиссерский дебют, в котором он ярко выразил свои психологические намерения, а именно, исследование манипуляций, собственно только их, так как соблазн подан как один из частных случаев оных.
Манипулятор (не важно, какого рода) не стремится к чему-то конкретному (деньгам, славе, чужому телу). Манипуляция для него важна сама по себе как некий вид почти преступного искусства, позволяющего себя почувствовать стоящим над «толпой». А потому в корне неверно видеть в сюжете лишь забавы пресыщенных, богатых детишек.
Использование сюжетной канвы от романа «Опасные связи» де Лакло, который обрёл феноменальную популярность накануне французской революции, не позволят трактовать фильм как эпигонство. Перенос действия «в наши дни» не только не девальвировал авантюрно-любовную историю, но, напротив, наполнил её новыми смыслами.
Например, более отчетливо и выразительно подчеркнул характеристики фам фаталь, образ которой на себя примерила вся из себя положительная в реальной жизни Сара Мишель Геллар. Это была игра на контрастах, оттого её даже сделали темноволосой, вдвойне нарушив обычное восприятие.
Опять же не секрет, что многие взрослые актеры согласились на этот проект, так как они (или же их близкие) были поклонниками сериала «Баффи - истребительница вампиров», который по части востребованности у публики превзошел оригинальную ленту, в итоге став частью поп-культуры.
И ещё один важный момент. В некоторых романах и фильмах наличествует «роковой мужчина» (вспоминайте Печорина, «погубившего» княжну Мэри). Однако при столкновении с фам фаталь, он обречен проиграть, хотя вроде бы как персонажи-амплуа они должны быть однозначны. Может быть… но только не в данной ситуации. Финал кинокартины, говорящий о разоблачении Кэтрин, отсылает к странной традиции, когда «роковые красотки» переигрывают сами себя, запутавшись в собственных же сетях, но отнюдь не поверженные иными действующими лицами.