Найти тему
Владимир Пискурев

ТЕМА: ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ (2 класс)

Г. КУРСК, ДШИ №1 им. СВИРИДОВА.  Предмет  «Беседы  об  искусстве»,  для  учащихся  2кл.

Время  приближалось  к  полудню,  а  строители  продолжали  работать  легко  и  быстро,  и  казалось,  не  чувствовали  усталости.  Архитектор  Растрелли  снова  обратил  внимание  на  насекомых  и  Стрекоза  почувствовала,  что  тишину  можно  нарушить  и  опять  что-нибудь  спросить.

-  А  что  же  было  дальше,  после  того,  как  человек  научился  строить  здания  из  камня? -  поинтересовалась  она.

-  А  дальше, -  снова  начал  рассказывать  архитектор, -  люди  стали  строить  из  камня  здания  самой  разной  формы  и  размеров.  Придумывали  для  них  разные  стены,  разные  крыши,  разные  окна  и  двери.  Здания  получались  непохожими  и  служили  людям  для  разных  целей  В  храмах,  люди  общались  с  Богами.  Многие  храмы  строили  очень  красивыми.

Огромные  замки  укрывали  от  врагов.  Их  строили  очень  большими,  высокими,  неприступными.  Разрушить  такой  замок  было  очень  трудно  и  многие  сохранились  до  нашего  времени.

-2

Для  царей,  королей,  правителей  строили  огромные  здания,  которые  назывались  дворцами.  Они  тоже  были  очень  красивыми  и  очень  разными.  Часто,  это  были  большие  здания,  с  огромными  колоннами,  украшенные  удивительными  скульптурами:  фигурами  людей,  зверей,  птиц,  каменными  цветами,  растениями,  орнаментом.

-3

-  Неужели  всё  из  камня! -  восторженно  воскликнула  Стрекоза.

-  Да,  всё  из  камня, -  подтвердил  Растрелли, -  да  ещё  из  очень  красивого  камня  и  порой  очень  твёрдого.  Много  труда,  приходилось  выкладывать  строителям,  чтобы,  например,  из  огромной  каменной  глыбы,  высечь  большую  красивую  колонну, -  и  архитектор  посмотрел  в  сторону  строителей.  -  Им  тоже  придётся  много  потрудиться.

По  его  лицу  было  видно,  как  он  уважает  строителей.

- Теперь  мне  понятно,  почему  многие  здания  строили  очень  долго  и  очень  много  людей, -  произнёс  Кузнечик.  Ведь,  чтобы  построить  такое  здание,  нужно  время.  Только  оно,  видимо  решает,  -  чему  быть,  а  чему - нет.

-  Да,  только  оно,  -  согласился  Растрелли  и  с  уважением  посмотрел  на  Кузнечика.

Слушая  Растрелли,  Стрекоза,  как  могла,  представляла  в  своей  голове  эти  здания  и  внезапно,  у  неё  возник  вопрос:

-  Уважаемый  архитектор,  а  эти  дворцы  сохранились -  они  сейчас  есть,  их  можно  увидеть?

Растрелли  задумался,  а  потом  ответил:

-  Много  древних  зданий  время  не  пощадило  и  они  погибли,  разрушились.  От  некоторых  сохранилась  какая-то  часть  стены  или  колонны.  Очень  мало  таких  зданий,  которые  сохранились  полностью  или,  почти  полностью.

-4

Стрекозе  стало  жалко  погибшие  здания  и  она  спросила:

-  А  почему  время  с  ними  так  поступило,  ведь  они  же  каменные.  Неужели  время  сильнее  камня?

Архитектор  опять  задумался,  а  потом  сказал:

-  Знаете  Стрекоза,  сильнее.  Время  сильнее  всего  на  свете  и  даже  огромные  каменные  здания  не  могут  его  побороть,  и  нет  силы,  способной  устоять  пред  ним.

-  И  человек  не  может  устоять? -  вырвалось  у  Стрекозы.  Она  всегда  считала  человека  самым  сильным  на  Земле.

-  И  человек,  -  вздохнул  архитектор.

-  Даа, -  задумчиво  и  протяжно  произнесла  Стрекоза, - а  что  же  теперь  с  этими  зданиями,  которые  сохранились  до  наших  дней?

-  Теперь  это  памятники  архитектуры,  памятники  истории  далёкого  прошлого  и  мы  должны  их  беречь -  ответил  Растрелли.

-  А  где  находятся  эти  памятники  архитектуры? -  спросил  Кузнечик.

-  Они  находятся  в  разных  странах:  Египте,  Греции,  Италии,  есть  и  у  нас,  в  России.  Многие  великие  зодчие,  создавали  прекрасные  творения  на  земле.

-5
-6

-  Уважаемый  архитектор  Растрелли! -  по  её  голосу,  широко  открытым  глазам,  приподнятым  крылышкам,  было  видно,  что  Стрекоза  волнуется,  -  а  какие  здания  нравится  строить  Вам?

Архитектор  улыбнулся  и  ответил:

-  Мне  нравится  строить  красивые  здания,  чтобы  они  не  мешали  природе,  а  природа  не  мешала  им.  Чтобы  они  нравились  людям,  были  красивыми  и  снаружи,  и  внутри.  Чтобы  глядя  на  них,  можно  было  сказать,  что  это, -  произведение  искусства,  то  есть  -  архитектура.

-  А,  какие  это  здания  и  для  кого  Вы  их  строили?  -  не  унималась  с  вопросами  Стрекоза.  Ей  захотелось  как  можно  больше  узнать  о  творчестве  архитектора.  Растрелли  ответил:

-  Ну,  например,  это  большой  дворец  для  царицы.  Я  постарался,  чтобы  он  получился  именно  царским  дворцом  -  красивым  и  особенным,  не  похожим  на  другие  дворцы.

-7

-  И,  этот  дворец  понравился  царице? -  спросила  Стрекоза.

-  Да  понравился.  И  когда  она  хочет  отдохнуть  от  большого  города  Петербурга,  то  она  приезжает  в  этот  дворец.  В  нём  она  живёт,  работает,  отдыхает,  принимает  гостей,  устраивает  праздники  и  делает  всё,  что  захочет.

-  Да  конечно,  -  немножко  с  завистью  в  голосе  согласилась  Стрекоза, -  ведь  она  же  царица,  ей  всё  можно.

-  Как  сказать, -  задумчиво  произнёс  архитектор,  -  наверное  и  царицам  не  всё  можно.

Стрекоза  удивилась.  Неужели  есть  что-то,  чего  нельзя  царице?  Ведь  она,  на  то  и  царица,  чтобы  делать  всё,  что  ей  захочется,  а  архитектор  почему-то,  сомневается  в  этом.  Видимо  он,  что-то  знает,  надо  его  спросить.

-  А  чего  нельзя  царице? -  услышал  архитектор  её  вопрос.

-  Ооо!  -  усмехнулся  Растрелли,  -  этот  вопрос  не  относится  к  архитектуре.

-  А  к  чему  он  относится? -  не  отставала  Стрекоза.

-  Он  относится  к  отношениям  между  людьми, -  ответил  Растрелли.

-  А  почему  между  людьми? -  не  унималась  Стрекоза.

-  Да  потому,  что  царица,  прежде  всего - человек  и  ей  присуще  всё  то,  что  присуще  человеку.  А  люди,  как  вы  знаете,  бывают  разными, -  объяснил  архитектор.

Стрекоза  вслух  сделала  вывод:

-  Да,  и  царицы  видимо,  бывают  разными.

-  Да, -  согласился  архитектор,  -  и  царицы  бывают  разными.

-  А  наша,  какая? -  Стрекозу  стало  разбирать  обыкновенное  любопытство.  И  хотя  она  знала,  что  это  нехорошо,  но  сделать  с  собой  ничего  не  могла.

-  Наша? -  переспросил  архитектор.

-  Мне  трудно  ответить  на  этот  вопрос.  Во  всяком  случае  ко  мне,  к  моему  творчеству  она  относится  хорошо.  Она  ценит  меня  как  художника  и,  как  человека,  и  это  для  меня - главное.

После  этих  слов,  Растрелли  внимательно  посмотрел  в  сторону  строителей.  Стрекоза  поняла,  что  архитектора  что-то  заинтересовало  и,  что  сейчас  он  может  уйти,  и  тогда  она  сказала:

-  Как  я  рада  за  вас,  уважаемый  архитектор,  как  хорошо,  что  Вас  уважает  царица.  И  мы  с  Кузнечиком,  тоже  Вас  уважаем  и  любим.  Правда  же  Кузнечик?  И  она  посмотрела  на  Кузнечика.

-  Да,  мы  Вас  тоже  любим,  -  закивал  головой  Кузнечик,  соглашаясь  со  словами  Стрекозы  и  добавил:

-  Мы  Вас  любим  и  уважаем  за  то,  что  Вы  строите  удивительные,  прекрасные  дворцы  и  они  будут  нравиться  всем,  кто  их  увидит.  Наверное,  и  этот  дворец,  который  Вы  начали  строить,  тоже  будет  очень  красивым  и  мы  со  Стрекозой,  обязательно  его  увидим.  Правда  же  Стрекоза?

И  тут,  случилось  то,  что  почувствовала  Стрекоза,  когда  заметила,  как  архитектор  посмотрел  на  строителей.  Растрелли  надо  было  уходить.

-  Ну,  что  ж  друзья  мои.  Спасибо  вам  за  тёплые  слова,  надеюсь,  что  и  этот  маленький  дворец,  который  будет  называться  павильон  Грот,  будет  тоже  красивым.  Но  мне  пора,  меня  ждут  строители.

-8

И  сидевший  на  траве  под  деревом  архитектор  поднялся  и  выпрямился  во  весь  рост.

-  Ну,  и  большущий  же  он, -  подумала  Стрекоза, -  а  впрочем,  люди  все  такие,  не  то,  что  мы -  насекомые.

Они  попрощались  и  Растрелли  ушёл,  а  друзья  отправились  в  свой  родной  лес,  к  своим  домикам.  По  пути  домой,  Стрекоза  долго  молчала.  Кузнечик  тоже  старался  не  говорить.  Хотелось  тишины,  так  как  целый  день  прошёл  в  разговорах.  Внезапно,  Стрекоза  произнесла:  -  Какой  же  он  большой  и  умный, -  и,  немного  помолчав  добавила,  -  а  впрочем,  люди  все  большие.

-  Но,  не  все  умные, -  почему-то  заметил  Кузнечик.

-  Это  почему  же? -  не  поняла  Стрекоза.

-  А  потому,  что  таких,  как  Растрелли  мало - единицы, -  пояснил  свою  мысль  Кузнечик.

-  А  что  ж  остальные,  глупые  что  ли? -  продолжала  не  понимать  Стрекоза.

-  Да  нет,  не  глупые, -  сказал  Кузнечик, -  но  не  такие,  как  Растрелли.  Просто  он  особенный  -  талант.  Последнее  слово,  Кузнечик  произнёс  очень  уважительно.

-9

-  Талант? -  удивлённо  переспросила  Стрекоза, -  а  это,  что  ещё  такое?

-  Ох, -  вздохнул  Кузнечик,  -  я  уже  устал,  а  это  долго  объяснять.  Давай,  как-нибудь  в  другой  раз  поговорим - хорошо?

-  Ладно, -  согласилась  Стрекоза  и  больше  не  стала  приставать  к  Кузнечику  с  вопросами.

Она  и  сама  устала,  от  такого  обилия  услышанного  за  день,  и  ей  не  терпелось  поскорее  добраться  до  своего  жилья.  Оказывается  и  от  знаний  можно  устать,  когда  их  очень  много  и  они  все,  так  сразу,  попадают  в  твою  маленькую  головку.  И  как  только  она  оказалась  дома,  Стрекоза  улеглась  в  свою  постель  и  крепко  заснула.