Г. КУРСК, ДШИ №1 им. СВИРИДОВА. Предмет «Беседы об искусстве», для учащихся 2кл.
Время приближалось к полудню, а строители продолжали работать легко и быстро, и казалось, не чувствовали усталости. Архитектор Растрелли снова обратил внимание на насекомых и Стрекоза почувствовала, что тишину можно нарушить и опять что-нибудь спросить.
- А что же было дальше, после того, как человек научился строить здания из камня? - поинтересовалась она.
- А дальше, - снова начал рассказывать архитектор, - люди стали строить из камня здания самой разной формы и размеров. Придумывали для них разные стены, разные крыши, разные окна и двери. Здания получались непохожими и служили людям для разных целей В храмах, люди общались с Богами. Многие храмы строили очень красивыми.
Огромные замки укрывали от врагов. Их строили очень большими, высокими, неприступными. Разрушить такой замок было очень трудно и многие сохранились до нашего времени.
Для царей, королей, правителей строили огромные здания, которые назывались дворцами. Они тоже были очень красивыми и очень разными. Часто, это были большие здания, с огромными колоннами, украшенные удивительными скульптурами: фигурами людей, зверей, птиц, каменными цветами, растениями, орнаментом.
- Неужели всё из камня! - восторженно воскликнула Стрекоза.
- Да, всё из камня, - подтвердил Растрелли, - да ещё из очень красивого камня и порой очень твёрдого. Много труда, приходилось выкладывать строителям, чтобы, например, из огромной каменной глыбы, высечь большую красивую колонну, - и архитектор посмотрел в сторону строителей. - Им тоже придётся много потрудиться.
По его лицу было видно, как он уважает строителей.
- Теперь мне понятно, почему многие здания строили очень долго и очень много людей, - произнёс Кузнечик. Ведь, чтобы построить такое здание, нужно время. Только оно, видимо решает, - чему быть, а чему - нет.
- Да, только оно, - согласился Растрелли и с уважением посмотрел на Кузнечика.
Слушая Растрелли, Стрекоза, как могла, представляла в своей голове эти здания и внезапно, у неё возник вопрос:
- Уважаемый архитектор, а эти дворцы сохранились - они сейчас есть, их можно увидеть?
Растрелли задумался, а потом ответил:
- Много древних зданий время не пощадило и они погибли, разрушились. От некоторых сохранилась какая-то часть стены или колонны. Очень мало таких зданий, которые сохранились полностью или, почти полностью.
Стрекозе стало жалко погибшие здания и она спросила:
- А почему время с ними так поступило, ведь они же каменные. Неужели время сильнее камня?
Архитектор опять задумался, а потом сказал:
- Знаете Стрекоза, сильнее. Время сильнее всего на свете и даже огромные каменные здания не могут его побороть, и нет силы, способной устоять пред ним.
- И человек не может устоять? - вырвалось у Стрекозы. Она всегда считала человека самым сильным на Земле.
- И человек, - вздохнул архитектор.
- Даа, - задумчиво и протяжно произнесла Стрекоза, - а что же теперь с этими зданиями, которые сохранились до наших дней?
- Теперь это памятники архитектуры, памятники истории далёкого прошлого и мы должны их беречь - ответил Растрелли.
- А где находятся эти памятники архитектуры? - спросил Кузнечик.
- Они находятся в разных странах: Египте, Греции, Италии, есть и у нас, в России. Многие великие зодчие, создавали прекрасные творения на земле.
- Уважаемый архитектор Растрелли! - по её голосу, широко открытым глазам, приподнятым крылышкам, было видно, что Стрекоза волнуется, - а какие здания нравится строить Вам?
Архитектор улыбнулся и ответил:
- Мне нравится строить красивые здания, чтобы они не мешали природе, а природа не мешала им. Чтобы они нравились людям, были красивыми и снаружи, и внутри. Чтобы глядя на них, можно было сказать, что это, - произведение искусства, то есть - архитектура.
- А, какие это здания и для кого Вы их строили? - не унималась с вопросами Стрекоза. Ей захотелось как можно больше узнать о творчестве архитектора. Растрелли ответил:
- Ну, например, это большой дворец для царицы. Я постарался, чтобы он получился именно царским дворцом - красивым и особенным, не похожим на другие дворцы.
- И, этот дворец понравился царице? - спросила Стрекоза.
- Да понравился. И когда она хочет отдохнуть от большого города Петербурга, то она приезжает в этот дворец. В нём она живёт, работает, отдыхает, принимает гостей, устраивает праздники и делает всё, что захочет.
- Да конечно, - немножко с завистью в голосе согласилась Стрекоза, - ведь она же царица, ей всё можно.
- Как сказать, - задумчиво произнёс архитектор, - наверное и царицам не всё можно.
Стрекоза удивилась. Неужели есть что-то, чего нельзя царице? Ведь она, на то и царица, чтобы делать всё, что ей захочется, а архитектор почему-то, сомневается в этом. Видимо он, что-то знает, надо его спросить.
- А чего нельзя царице? - услышал архитектор её вопрос.
- Ооо! - усмехнулся Растрелли, - этот вопрос не относится к архитектуре.
- А к чему он относится? - не отставала Стрекоза.
- Он относится к отношениям между людьми, - ответил Растрелли.
- А почему между людьми? - не унималась Стрекоза.
- Да потому, что царица, прежде всего - человек и ей присуще всё то, что присуще человеку. А люди, как вы знаете, бывают разными, - объяснил архитектор.
Стрекоза вслух сделала вывод:
- Да, и царицы видимо, бывают разными.
- Да, - согласился архитектор, - и царицы бывают разными.
- А наша, какая? - Стрекозу стало разбирать обыкновенное любопытство. И хотя она знала, что это нехорошо, но сделать с собой ничего не могла.
- Наша? - переспросил архитектор.
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае ко мне, к моему творчеству она относится хорошо. Она ценит меня как художника и, как человека, и это для меня - главное.
После этих слов, Растрелли внимательно посмотрел в сторону строителей. Стрекоза поняла, что архитектора что-то заинтересовало и, что сейчас он может уйти, и тогда она сказала:
- Как я рада за вас, уважаемый архитектор, как хорошо, что Вас уважает царица. И мы с Кузнечиком, тоже Вас уважаем и любим. Правда же Кузнечик? И она посмотрела на Кузнечика.
- Да, мы Вас тоже любим, - закивал головой Кузнечик, соглашаясь со словами Стрекозы и добавил:
- Мы Вас любим и уважаем за то, что Вы строите удивительные, прекрасные дворцы и они будут нравиться всем, кто их увидит. Наверное, и этот дворец, который Вы начали строить, тоже будет очень красивым и мы со Стрекозой, обязательно его увидим. Правда же Стрекоза?
И тут, случилось то, что почувствовала Стрекоза, когда заметила, как архитектор посмотрел на строителей. Растрелли надо было уходить.
- Ну, что ж друзья мои. Спасибо вам за тёплые слова, надеюсь, что и этот маленький дворец, который будет называться павильон Грот, будет тоже красивым. Но мне пора, меня ждут строители.
И сидевший на траве под деревом архитектор поднялся и выпрямился во весь рост.
- Ну, и большущий же он, - подумала Стрекоза, - а впрочем, люди все такие, не то, что мы - насекомые.
Они попрощались и Растрелли ушёл, а друзья отправились в свой родной лес, к своим домикам. По пути домой, Стрекоза долго молчала. Кузнечик тоже старался не говорить. Хотелось тишины, так как целый день прошёл в разговорах. Внезапно, Стрекоза произнесла: - Какой же он большой и умный, - и, немного помолчав добавила, - а впрочем, люди все большие.
- Но, не все умные, - почему-то заметил Кузнечик.
- Это почему же? - не поняла Стрекоза.
- А потому, что таких, как Растрелли мало - единицы, - пояснил свою мысль Кузнечик.
- А что ж остальные, глупые что ли? - продолжала не понимать Стрекоза.
- Да нет, не глупые, - сказал Кузнечик, - но не такие, как Растрелли. Просто он особенный - талант. Последнее слово, Кузнечик произнёс очень уважительно.
- Талант? - удивлённо переспросила Стрекоза, - а это, что ещё такое?
- Ох, - вздохнул Кузнечик, - я уже устал, а это долго объяснять. Давай, как-нибудь в другой раз поговорим - хорошо?
- Ладно, - согласилась Стрекоза и больше не стала приставать к Кузнечику с вопросами.
Она и сама устала, от такого обилия услышанного за день, и ей не терпелось поскорее добраться до своего жилья. Оказывается и от знаний можно устать, когда их очень много и они все, так сразу, попадают в твою маленькую головку. И как только она оказалась дома, Стрекоза улеглась в свою постель и крепко заснула.