Найти тему

Путешествие по Онежскому озеру на маленьком швертботе.

Швертбот у острова
Швертбот у острова

Одним июньским днём 2023го года мы купили небольшой швертбот (длинна 5.32 ширина 2,12м), немного его отреставрировали, поставили на учет и в августе отправились путешествовать по Онежскому озеру. Путешествие было недолгим, но запоминающимся. Лично для меня это был совершенно новый опыт. Ранее мне не доводилось ходить под парусом, тем более несколько дней к ряду. Отчасти поэтому мы взяли маленький швертбот, вместо килевой яхты по типу Альбин Веги например. Мало ли, может этот отдых мне бы не подошел. У всех свои истории со здоровьем, я в этом плане не исключение), но на проверку все оказалось намного лучше чем ожидалось. И так, мы купили швертбот, стоимостью 300 т.р., докупили к нему двигатель Suzuki DF2,5 (этот тот что ест 1л бензина в час и дает 8-10 км/ч), прицепили все это дело к российской четверке (эту было не жалко))) на новый автоприцеп и отправились из Рязани в сторону Медвежьегорска по трассе М-8.

Скажу честно, впечатление от дороги были лучше моих ожиданий, если не обращать внимание на комфорт российского ВАЗ- 21 04, 2000х годов). Сама трасса великолепная, сеть кафешек вдоль трассы под названием «Баранка» очень приятная с достойной кухней и не менее вкусными Вологодскими сладостями из натуральных яблок, клюквы и черники. А про колбасу из лося и тушенки я вообще молчу. Закупили в путешествие и ни капли не пожалели) И так, дорогу в 1300 км до Медвежьегорска мы преодолели за 2-е суток. Первую ночевку останавливались в мотеле. А вторую провели прям в каюте на берегу. Да, у нашего швертбота есть маленькая каюта, в которой с комфортом могут выспаться два человека, плюс столик для еды, а так же пульт управления, который отвечает за свет в каюте, габаритные огни, usb вход для зарядки мобильных телефонов и все это работает от солнечной батареи и маленького аккумулятора, сам шверт построен по проекту Сэма Дэвлина «Eider 17» в 2014м году (это если кому-то нужны подробности). И имеет осадку всего в 30 см. Для неискушенных яхтсменов поясню, что на этой посудине вы можете пристать к любому берегу и пройти там где глубина составляет хотя бы см 40, а то и вовсе сесть на дно и не страдать от этого, в отличии от килевой яхты (это когда из днища торчит целый хвост и осадка составляет 1м20 см, что заставляет выбирать стоянку с глубиной побольше и на берег с нее так просто не сойти). Знающие люди сейчас должны меня спросить «И всё?» Да, и всё. Эхолота у нас не было, взять не успели, а карты навионикса (морских глубин) были в мобильном телефоне, что собственно нас и спасало. О том что на Онежском озере смертельно нужен эхолот (штука измеряющая глубину) супруг благополучно умолчал)), а я узнала об этом слишком поздно. Заядлый яхтсмен решил, что ходить мы будем лишь по Повенецкому заливу, поэтому «ничего страшного», главное карта есть. Однако разве бывает все так просто! Дело в том, что Онежское озеро, как известно, это острова и камни, каменные верхушки «гор» торчат из воды то там то тут, иногда в них втыкают металлические пики, если камень прячется под водой, что бы рыбаки и путешественники ненароком не наткнулись и не продырявили днище)) Поэтому прибор оповещающий тебя о том, что там творится под твоей «шхуной» очень уж необходимая вещь. В общем, мы добавляли себе адреналина как только могли, особенно по ночам. Хоть в план и не входило делать ночные переходы. Хотя когда у нас всё шло по плану?! И так, спускали яхту мы в Медвежьегорске. Яхтсмены и знающие люди говорят - «слипануться» от слова «слип» - это такое специальное место на берегу, где можно удобно спустить яхту или лодку, иногда оборудованное, иногда естественное. В Медвежьегорске слип был естественным: обычный бережок, медленно уходящий в глубь, с удобным подъездом. Загоняешь прицеп в воду, отстегиваешь яхту (главное не забыть ее сначала привязать к чему -нибудь) и толкаешь. Яхта срывается с прицепа и уплывает. Остается вытащить прицеп из воды, подтянуть яхту и загрузить в нее все необходимое для путешествия (главное себя не забыть). Правда перед этим придется час попрыгать вокруг нее на берегу. Всё-таки это парусник и достаточно простой. Соответственно первая установка паруса производится руками, в том смысле, что кнопочку не нажать и за тросик не потянуть, а это процесс не быстрый. Привязать и наладить нужно два паруса, основной и поменьше (стаксель), а так же целую сеть металлических тросов, которые фиксируют мачту (основную палку торчащую в небо) и бушприт (палку на носу). После этих манипуляций яхту спускают.

Спустив ее, мы изрядно проголодались и решили сходить в ближайшую столовую покушать. Нас там вкусно и дешево накормили, а в магазине «всё для рыбалки» за углом мы купили пару удочек, туристические сиденья и снасти, ведь Онега славится рыбалкой, другой вопрос, что рыбаки мы начинающие и наш максимум - это окунь. Однако и ему мы были рады. Следующим этапом идет закупка продуктов на несколько дней вперёд. Из магнита мы вынесли пакеты с едой, а из озона тарелки и туристическую посуду для приготовления пищи, предусмотрительно заказанную в Медвежьегорск. На яхте всё готовится на газовой горелке, а на берегу уже можно на костре. И так, капитан и кок были готовы идти в «круиз» по Повенецкой губе. Вышли мы уже ближе к вечеру и направились к ближайшему островку, что бы рядом с ним заночевать. Некоторые острова не имеют пологого берега, это просто камни покрытые мхом и торчащие из воды, поверх которых растет лес. Можно встать рядом на стоянку, предусмотрительно «растянув» яхту между островом и большой водой и лечь спать. Делается это просто, с кокпита (место где «руль управления»- хвост и двигатель) сбрасываешь якорь, а со стороны бушприта (нос судна) за «утку» привязываешь к дереву и растягиваешь лодку между двумя этими креплениями. Якорь не позволяет уткнуться судну в камни-берег, а трос, фиксирующий со стороны бушприта, не позволяет лодке болтаться вокруг якоря. И всё, можно укладываться спать. Но есть еще нюанс. Вода должна быть спокойной. Необходимо предусмотреть откуда дует ветер. И спрятаться с той стороны острова, где его нет и на воде гладь. Иначе лодку будет швырять на волнах и спать станет невозможным, помимо того, что якорь может начать сносить. С чем мы и столкнулись часа в три утра, когда ветер поменялся и поднялись волны. Пришлось вставать и менять дислокацию. Мы отправились ближе к большому берегу и встали там на якорь, однако, как оказалось место было не совсем удачным, потому что часов в 10 утра нас разбудил огромный недовольный сухогруз, скользящий слишком близко к нам. Да, на Онежском озере активно развито мореходство, там перевозят древесину и кучу всего остального, поэтому встретить можно и сухогрузы с лайнерами и кометы летающие до Кижей из Петрозаводска и яхты в разы больше нашей. В общем попасть под чьё-то брюхо проще простого, надо быть на чеку и внимательно изучать карты. Хотя иногда и это не помогает, и в тебя буквально въезжают с извинениями, но это уже другая история). Придя в себя, испив кофею и поглядев на завораживающие пейзажи, мы отправились дальше. Нашей целью было погулять по островам, искупаться, собрать пару камней шунгита, наловить рыбки. Что нам и удалось. Днем мы путешествовали от острова к острову, погода благоволила. Острова на Онеге – это нечто удивительное, отдельный вид искусства. Пристаешь к черноморскому берегу покрытому галькой, а пройдешь 10 метров на противоположный берег, тебя встречает жёлтый песок и начинаешь вспоминать не Сочи, а Бали. Или сходишь на каменистый уступ, а весь остров покрыт мхом и ты словно путешествуешь по облаку среди деревьев. Так всё пружинит под ногами. К вечеру мы оказались около одного из островов, с пологим песчаным пляжем, в центре Повенецкого залива, мимо которого сновали лодки с рыбаками. Развели костер и сели пить чай на берегу. Ветер обещал не меняться и всё благоволило, однако обещаниям метеослужбы не суждено было сбыться. К моменту отхода ко сну волны стали стремительно расти и вот уже лодку швыряет из стороны в сторону, якорь тащит на глубину, а возможность ночёвки в этом месте стремится к нулю. Нужно было срочно менять место стоянки. Мало того, что в болтанке невозможно уснуть, так ещё есть большая вероятность сорваться с якоря и воткнуться в камни или попасть под чьё-нибудь брюхо. К сожалению, ближайшая спокойная маленькая бухта между двух островов, скрытая от ветра, была в часе ходьбы под мотором в обратном направлении. И поскольку днём мы проходили этот путь, то припоминалось, что по правый и левый борта торчали пики, указывающие на мелководье и камни. Ах эхолот, ах, как он вспоминался в этот момент! А ветер нарастал, волны росли и тьма сгущалась. В общем, переход нам пришлось делать под звёздным небом, слушая тарахтение мотора и ощущая «весёлое» подкидывание на волнах. Карта конечно указывает путь, но далеко не всё мелководье на ней отмечено. Пожалуй мы высмотрели в ту ночь все глаза и я потеряла пару нервных клеток, а в остальном мы через час благополучно добрались до бухты меж двух островов. Расстояние между островами где -то метров 30. При входе узкий пролив, по правую сторону которого, из воды торчат детали затонувшего деревянного судна в зарослях травы, а поодаль слева самодельный деревянный причал. Выхватывая лучом фонаря подобные картины из мрака эмоции возникают разнообразнейшие. Но ощущение долгожданной глади под тобой сглаживает впечатление и тебе кажется словно ты всё же в раю……только света не хватает. Даже, несмотря на торчащие неподалёку следы кораблекрушения, засыпаешь как младенец в колыбели. А на утро перед тобой предстает великолепный вид островов покрытых лесами, голубого неба и прозрачной воды, в которой часов в 7-8 утра плещется столько окуня, что не съесть и сетью всё не выловить. Клёв в то утро был превосходнейший. Мы наловили немало окуней, правда большую часть пришлось отпустить. Нам пора было возвращаться.

Погода стояла ясная, было жарко. Хоть август в Карелии и считается уже осенью, день стоял самый что ни на есть летний – ни ветерка, ни облачка. В такую погоду ставить парус бесполезно. Поэтому мы смело запустили наш Suzuki и двинулись в сторону Медвежьегорска. Шли мы весь день. Но что это был за день! Повсюду была водная гладь, от воды словно от зеркала отражалось голубое небо, а вечером изумительный закат. Когда стоишь на носу швертбота в такую погоду и расправляешь руки, кажется, будто превращаешься в сородича птицы, что летит над водой по соседству. Такие необыкновенные впечатления запоминаются на всю жизнь.

Но есть и забавные моменты, когда ты начинаешь слышать чей то разговор. Причем слышать отчетливо и ясно. В поисках источника звука можно долго вращать головой, пока наконец в нескольких километрах от себя не выхватишь взглядом маленькую лодку и двух, оживленно беседующих персон, посреди озера. Они настолько далеко, что вообще не понятно, как можно всё это слышать на таком расстоянии). Поэтому даже шёпотом не стала бы открывать свои секреты в такую тишь на воде). Давайте, оставим рыбаков там, посреди тихого озера и пойдем дальше на встречу затухающему закату. Как бы ни было жарко августовским днём в Карелии, стоит зайти солнцу и становится довольно прохладно. Я чувствовала себя комфортно исключительно в своём зимнем рязанском комбинезоне, который ношу при – 20, в шапке, капюшоне поверх неё и горячим чаем в руках. У такой экипировки есть одно преимущество, она позволяет оставаться в кокпите (снаружи) и любоваться ночным небом. Правда в тот вечер нам было не совсем до любований. Чем ближе к городу и слипу мы подходили, тем больше лодок нам попадалось, тем уже пространство между берегами, тем больше торчащих из воды камней, а при вход в прибрежный заливчик в памяти вырисовывались два огромных металлических буя. Являя собой подобие ворот для сухогруза, дабы массивный корабль не налетел на мель. Пространство там довольно узкое и сделать это легко. В связи с отсутствием эхолота, (ах эхолот!) пришлось всматриваться в ночную мглу, светить фонариком, идти на малом ходу и тем не менее почти протаранить один из буёв! Да, так и есть, мы за малым не снесли ворота. Помог опыт капитана и Божье благословение. Иначе это объяснить невозможно. Ещё хочу дать совет: не стоит кричать капитану «слева», когда надо поворачивать срочно направо, а не налево. Иначе он повернет не туда), но нам повезло, кока вообще мало кто слушает)! Конечно, что бы подобных ситуаций не случалось, надо бы ставить глаза на нос к бушприту, но когда совсем темно, а кок- жена одна, да и вообще это всё являет собой подарком на годовщину, рисковать не стоит, а то мало –ли спасательный жилет не поможет, и впечатления от подарка будут так себе. Однако в противном случае мачта перекрывает половину обзора и вы впопыхах стараетесь вырулить, дабы не потонуть, разбившись о буй). Ну что поделать, надо же чем то жертвовать. Остальная часть пути в заливе у берегов Медвежьегорска прошла спокойно. Я решила что плавать умею, и если что спасательный жилет вроде не бутафорский да и до берега вон рукой подать, поэтому смело поставила свои глаза на бушприт. Мы кинули якорь в нескольких метрах у слипа и легли спать. После длительного дня на яхте засыпаешь быстро, несмотря на дозу полученного адреналина, а на воде всегда спится уютнее и теплее нежели на суше. С утра нас разбудили звуки рабочих чинящих огромное судно на берегу под современную поп музыку. День был солнечный, рядом плавали уточки, коих в тех местах в изобилии. Мы пили чай и вспоминали события минувшего путешествия. Поражались благополучному исходу ночных приключений, благодарили Господа за великолепную погоду, полное отсутствие кровососущих и жалели, что отпуск выдался слишком коротким. Начинался путь домой.

Постскриптум:

Я знаю, что многим интересна финансовая составляющая подобных приключений, поэтому набросаю примерную стоимость.

Если не брать в расчёт покупку яхты, прицепа, двигателя и дополнительного необходимого скарба (спасательные жилеты, кранцы и т.п.) на яхте - это покупается единожды. То поездка выходит не шибко дорого:

1.Автомобиль с яхтой ест примерно 12 л на 100 км, соответственно если мы берем бензин по 50р за литр, выходит: 2600 км = 15600р плюс надо взять для двигателя на яхту 5 канистр по 5 л итого 1250 р (это 2023й год)

2. Стоимость ночлега на двоих в одном номере: у нас вышло 1 ночь туда и 1 ночь обратно итого плюс - минус 5000 р

3. Еда: за один прием пищи в кафе съедали где то на 1500 руб. Соответственно за двое суток туда примерно 7500 руб. (завтрак дома первого дня не считаем), обратно 8000 руб., плюс закупка на яхту на 3 – 4 дня – 3500-4000 р (хотя тут фантазия и желания у всех разные, кто -то закупает стейки, а кто то сгущенку, сушки и тушенку. На 10 дней в 2024м мы набрали на 8000 руб.)

4. Чуть не забыла сувениры: здесь у нас от 2000 до 4000 выходит.

Итого если не считать приобретённой яхты: 45 350 руб.

В 2024м катались на 10 дней и сумма вышла в районе 54 000р, но это совсем другая история)