В 15 веке между наукой и оккультизмом не было большой разницы. Астрономия шла рука об руку с астрологией, а химия была синонимом алхимии. Это было захватывающее время, когда вызывание демонических сил казалось таким же возможным, как и обычная беседа со знакомым портным.
Родившийся в 1527 году в семье иммигрантов из Уэльса в Лондоне, Джон Ди достиг вершин английского академического мира, получив образование в области математики, астрономии и навигации. Ди окончил Кембридж в возрасте 18 лет и год спустя стал одним из стипендиатов-основателей Тринити-колледжа.
Именно в Тринити-колледже Ди получил прозвище, которое определило его необычную и трудолюбивую жизнь. Работая над сценографией для постановки "Пакса" Аристофана, Ди смастерил аниматронного скарабея, который летал над сценой, наводя ужас на публику и за что получил прозвище "Колдун" — роль, которую он впоследствии использовал в полной мере.
Знаменитый ученый
После учебы в Тринити-колледже Ди отправился в Европу, где читал лекции по математике Евклида и работал со знаменитым картографом Герардусом Меркатором. Он также пытался изобрести вечный двигатель вместе с известным итальянским физиком Джероламо Кардано.
Однако самый большой прорыв Ди произошел в 1558 году, когда Елизавета I назначила 31-летнего ученого своим советником по научным вопросам. В течение следующих двух с половиной десятилетий Ди преподавал математику и поддерживал модель Солнечной системы Коперника.
Он также разработал навигационные системы, которые позволили Фрэнсису Дрейку совершить кругосветное плавание. Кроме того, в 1556 году Ди предложил создать национальную библиотеку. Хотя ему не удалось добиться финансирования для этого проекта, он, тем не менее, собрал коллекцию из 2670 рукописей, что сделало его крупнейшей библиотекой в стране на тот момент.
Тайный мистик
Ди всегда привлекала эзотерика. Он даже опубликовал книгу о своем собственном творении - «Monas Hieroglyphica». Но когда он встретил молодого мошенника по имени Эдвард Келли, его жизнь приняла неожиданный оборот. Келли была непривлекательной личностью, алкоголиком с ушами, отрезанными в наказание за подделку.
Однако среди многочисленных талантов Келли было гадание - искусство "вступать в контакт с духами" и получать послания из других миров. Именно глазами Келли, смотрящей в обсидиановое зеркало, Ди "встретил" ангелов.
Свирепые и озлобленные существа, они говорили на дочеловеческом языке, называемом "енохианским", осуждая непостоянство человечества. Это был какой то трюк, но из дневников Келли мы знаем, что он ненавидел эти ритуалы и был в ужасе от вызываемых ими существ, предупреждая Ди, что они не ангелы, а демоны.
Это может объяснить, почему, в конце концов, ангелы предложили Ди и Келли поменяться женами, чтобы вызвать Алую женщину. Действительно, захватывающее время.
Золотой диск "Четыре замка"
Джон Ди, ученый и волшебник 15-го века, заказал эту золотую пластину, чтобы проиллюстрировать видение, полученное его провидцем Эдвардом Келли. Пара провела более десяти лет, общаясь с ангельскими существами через Зеркало из обсидиана ацтеков, но это видение пришло к Келли, когда он страдал от утренней бессонницы:
...Восток и Запад, Север и Юг стоят четыре роскошных и воинственных замка, из которых трижды звучат трубы. Из каждого замка отбрасывается ткань, знак величия. На Востоке она красная, как свежевылитая кровь. На юге лилиево-белая. На Западе зеленые, с чесночными лезвиями, как шкуры многих драконов. На севере цвета волос, черный, как черничный сок. Четыре трубача выходят из замков, с пирамидальными трубами, состоящими из шести конусов, увенчанных венками. За ними следуют три знаменосца с именами Бога на знаменах. Старшие, короли, принцы в качестве проводников, ангелы в четырех фалангах, как кресты, все в своем порядке, маршируют к центральному двору и выстраиваются вокруг знамен...
На основании видения ювелиру был заказан артефакт из золота: концентрические кольца, разделенные на четыре основные части равноруким крестом с зубчатыми башнями на вершине каждого рукава и надписями, начертанными над каждой башней. Различные знаки на каждом луче креста и похожие друг на друга надписи во всех четырех сегментах, небольшое отверстие между двумя внешними дугами.
Надписи на золотом диске "Четыре замка"
Септентрио на Восток: Полотнище лилово-белое, с одним трубачом и тремя знаменосцами, на знамени которых написаны имена Бога.
Есть шесть сеньоров, король, пять его принцев и пять крестов.
XVI Диспозиторы. По-восточному: полотнище темно-зеленое, как зубчики чеснока. Один трубач, три знаменосца, шесть сеньоров, король, пять принцев, пять крестов, распорядители XVI века.
По-западному: полотнище черное, как черничный сок. Трубач, три прапорщика, шесть сеньоров, король, пять принцев, пять крестов, шестнадцать распорядителей.
С Запада на север: Мундир королевского величества ярко-красного цвета. Один трубач, три прапорщика, шесть сеньоров. Король, пять принцев. На вас пять крестов. XVI диспозиторы.
Конец целой эпохи
Возможно, Ди раскрыл слишком много секретов, или, возможно, оккультизм просто вышел из моды. Со смертью Елизаветы I Ди потерял своего покровителя. Во время её правления у него появились враги, и его дом и библиотека в Мортлейке были разграблены, а его книги украдены. Поскольку христианская церковь закрыла исследования герметической мысли, для придворного волшебника осталось мало места.
Ди посоветовался с ангелами, ну а с кем еще оставалось советоваться, будут ли помнить его имя и труды? Они ответили ему, что да, будут.