Найти тему
Русская армия. История.

Как советский разведчик в немецком тылу "оставил кирзачи в обмен на "языка""

Советский боец и пленный немец
Советский боец и пленный немец

Назначенный командующим 3-го Белорусского фронта (из реорганизованного в апреле 1944 года Западного фронта) генерал-полковник Иван Данилович Черняховский сразу же принялся за дело. Он объездил передний край фронта, поговорил с бывалыми солдатами, изучил состояние и боеготовность подразделений и их готовность к наступлению, выслушал жалобы и предложения, на некоторых местах генерал-полковник заменил командный состав.

Одна из директив выпушенных генерал-полковником после инспекции войск гласила: "...Круглосуточно вести наблюдение и подслушивание, засылать к врагу лазутчиков, захватывать пленных... Уточнить огневую систему до отдельного орудия, пулемета, систему наблюдения противника, места НП и КП, узлы связи, распорядок дня на переднем крае..". В общем разведчики не сидели без дела.

3 мая разведчики 123-го стрелкового полка готовились к очередному рейду во вражеский тыл. Мнение мог высказать каждый разведчик. Изначально в группе было три бойца: сибиряк из Кемеровской области Иван Петрович Поляков, мордвин Федор Федорович Николаев и опытный разведчик Леонид Тюшев. Но незадолго до проведения рейда в полк прибыл младший лейтенант из Уральска казах Жаляль Крымов. Он изъявил желание пойти вместе с разведчиками. В группу вошли и несколько саперов для разминирования и преодоления проволочных заграждений.

Иван Данилович Черняховский
Иван Данилович Черняховский

Согласно плану бойцы незаметно должны были перебраться на другой берег реки Россасенки, где совсем недалеко от берега проходила линия немецкой обороны. С помощью саперов пролезть через проволоку, а там действовать по обстановке. План был рискованный. Однако на войне каждое дело не обходится без риска. Так и сделали. Реку переплыли на надувной лодке. Затем бойцы около километра пути прошли под обрывистым берегом. У назначенной точки от берега до немецких рядов колючей проволоки было всего метров тридцать.

К заграждению из-под обрыва бойцы подползли по одному. Саперы проделали лаз в нижнем ряду и разведчики по бороздам бывшего картофельного поля по двое поползли в сторону немецкого бруствера. Однако незамеченными доползти они не смогли. Немецкий часовой услышав какой-то шум на всякий случай метнул в сторону бойцов гранату, которая упала позади Тюшева.

Понимая, что отходить уже бесполезно, вражеский пулемет уничтожит всю группу, Тюшев метнул уже свою гранату в сторону немецкого часового. Раздались два взрыва. Затем под команду "вперед!" разведчики побежали к немецкой траншее. Из нее наутек бросились два немецких солдата. Их скосили автоматной очередью. Оба были сражены наповал и в качестве "языков" уже не годились. Других вражеских солдат рядом не было.

Немецкий пулеметчик
Немецкий пулеметчик

Поляков с Николаевым добежали до находившейся недалеко землянки и забросали ее гранатами. Но им опять не повезло. Спустившись в нее они обнаружили только убитых немцев. Группе нужно было уже отходить, а задача по захвату "языка" все еще не была выполнена.

Однако все оказалось не так плохо. Понимая, что нельзя оставлять пулемет врага на месте, так как он может внезапно "ожить" при отходе и уничтожить всю группу, Тюшин прыгнул в окоп, где и стоял вражеский MG. И тут он услышал стон. Оказалось, что гранатой ранило одного немца, который теперь находился на дне этого окопа. Тюшев позвал товарищей, но никого рядом не было. Поляков и Николаев все еще занимались землянкой. А младший лейтенант куда-то исчез.

Тюшев даже выскочил из окопа оглядываясь и ища товарищей. И тут неожиданно появился Крымов. Вместе они вытащили немца. Затем Тюшев с немецким пулеметом впереди остальных бросился к лазу прикрывать отход. Николаев, Крымов и Поляков несли пленного. Пройдя через лаз они добрались до реки и благополучно вернулись в свое расположение. Немца сразу же отправили в медсанбат. И только тут разведчики заметили, что на Крымове нет сапог:

— Где сапоги? — спросил Тюшев.
Командир погладил избитые, в кровоподтеках ноги и махнул рукой в сторону гитлеровцев:
— Там!
Оказалось, что Крымов, прыгая через обвалившуюся траншею, увяз в глине. Вытащить сапоги он не смог и сделал проще: выдернул из сапог ноги и вовремя подоспел на помощь товарищам. Так мгновенно и верно сработала реакция: сам нашел выход, не растерялся, не позвал на помощь, хотя в поиске был впервые.
— Кирзачи оставил в обмен на «языка», — шутя пояснил он.
(Мемуары
Славнов В. П. Сколько было пройдено... — М: Воениздат, 1984.)
Советские разведчики
Советские разведчики

Вскоре младшего лейтенанта Крымова перевели в дивизию командиром роты разведки.

Советские разведчики уходя на задание каждый раз рисковали своими жизнями. Многие из них не вернулись с этих заданий и не смогут рассказать свою историю. Как писал в своих стихах разведчик Григорий Поженян "Тех, что погибли, считаю храбрее. Может, осколки их были острее? Может, к ним пули
летели быстрее?! ...Дальше продвинулись. Дольше горели. Тех, что погибли, считаю храбрее".

Однако благодаря вернувшимся с войны героям мы знаем о ней правду. Правду, которую нельзя заменить красивыми картинками из фильмов. Мы должны помнить о героях, живых и павших. А еще не забывать, что там, на войне, теряют товарищей. Что война, это боль и смерть и нужно всячески беречь мир. Мир, который отстояли для нас наши ветераны и герои победившие фашизм.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.