Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Про внутренний голос и мышление

Каждый из нас имеет свой внутренний голос: мы проговариваем наши мысли внутри себя, со своей интонацией, паузами, настроением. Но так было не всегда.

Знаете ли Вы, что у маленьких детей нет внутреннего голоса?

Согласно концепциям советского психолога Льва Семеновича Выготского и его ученика Алексея Николаевича Леонтьева, речь является одной из главных характеристик определения сознания человека и отличием последнего от животных.

Перечислим все отличия:

  1. Способ обращения человека с природой: животные к природе приспосабливаются, а мы, при помощи орудий труда, природу подчиняем себе.
  2. Законы природы: в мире животных всем управляет естественный отбор, в мире людей – искусственный.
  3. Уровень развития коммуникаций: речь – наивысший уровень коммуникации.

Наблюдая за детьми, Выготский обратил внимание, что дети проговаривают свои мысли вслух и предположил взаимосвязь между развитием речи и самоконтролем. Он предположил, что общение учит управлять эмоциями. Сначала дети произносят инструкции взрослых вслух, затем — про себя. И пусть дети не всегда слушаются родителей, речевой поток все же определяет поведение. И, действительно, последние исследования подкрепили теорию Выготского и подтвердили, что в семьях, где много общаются - у детей раньше просыпается внутренний голос.

Речь – напрямую связана с мышлением.

К слову, мы мыслим символами. Символ – это закодированный условный знак, который выражает определенный смысл, образ, указывающий на значение других, как правило, многочисленных образов. Например, возьмем стол. Он может быть письменным, кухонным, журнальным, может быть сделан из дерева, стекла или камня. Но объединять все эти образы в один будет картинка-символ с условным черно-белым изображением стола. Взрослый человек при слове «стол» представит какой-то такой абстрактный условный стол, но ребенок полутора-двух лет, у которого преобладает наглядно-действенное мышление, а символическое ещё не сформировано, на это не способен. Он представляет какой-то конкретный стол. А вот к четырем-пяти годам – уже вполне себе абстракцию.

Мышление и речь развиваются параллельно. Одно – не отделимо от другого. Ребенок берет информацию из вне – вовнутрь, что формирует его самость.

Поэтому что мы говорим и как в присутствии детей – бесконечно важно!

Автор: Пенкина Анастасия Максимовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru