Найти тему

Тадеуш Костюшко. Национальный герой Беларуси? (Опус 232.)

Википедия.
Википедия.

Вы когда-нибудь задумывались, зачем народам и государствам (прошу не смешивать эти два понятия в одном) нужны герои? У народа и у государства герои могут быть разные, но причина их героизации в одном: в необходимости формирования направленности личности – родовича или гражданина. Направленность личности — это установки, ставшие свойствами личности, система побуждений, устойчиво характеризующих человека (что человек хочет, к чему стремится, как он понимает мир и реагирует на процессы, происходящие в окружающем его мире).

Народам героизация некоторых их представителей (героический эпос) необходима для воспитания новых поколений в парадигме естественного права народа, без чего народ перестаёт быть субъектом истории. А для государства героизация народных героев, военных и государственных деятелей необходима в парадигме формирования государственной идеологии, которая призвана легитимизировать любые «телодвижения» государства и воспитать преданных государству граждан.

Для государств с длительной историей, создать пантеон «национальных героев» не проблема. При этом, тех из них, которые признаны героями ранее, но, почему-то, не устраивающих современных правителей, можно предать забвению, а тех, которые ранее в официальный список героев не входили, но пример которых нужен для формирования актуальной государственной идеологии, наоборот, «пустить в оборот».

Для государств, народы которых до новейшего времени собственной государственности, в её современном смысле, не имели, не просто найти в истории героя, пример которого соответствовал бы требованиям идеологии текущего времени. Поэтому историческая достоверность без колебаний приносится в жертву идеологической целесообразности. Это же правило справедливо и для Республики Беларусь, реальная история которой, как национального суверенного государства, начинается с 1918 года. А в границах нынешних – и того позже. При этом, зачастую, игнорируется то, насколько положительной была деятельность «национального героя» для процветания белорусского народа, его интеллектуального и духовного развития, насколько эта деятельность способствовала росту национального самоосознания, и насколько она способствовала созданию и сохранению белорусской государственности. Белорусской государственности, а не польской, литовской, латвийской, российской, украинской, израильской, французской, американской, гавайской или чилийской. Из этого перечня видно, что уроженцы белорусской земли внесли свой вклад в создание и укрепление многих государств мира. Эти люди знамениты в этих странах, и многие из них являются их почётными гражданами или признаны их национальными героями. Многие из них отличались невероятной работоспособностью и интеллектом, свободомыслием и воинской доблестью, и, в этом плане, достойны подражания! Но!.. Если брать в качестве критерия определения НАЦИОНАЛЬНОГО героизма, именно, деятельность по формированию белорусской нации и созданию белорусского национального государства или обороны белорусского государства и народа, то всё намного сложнее.

С момента образования Республики Беларусь, гражданам Беларуси исподволь, но довольно настойчиво навязывается идея «польщизны». Большинство современных белорусов даже не знакомы с этим термином. Этим словом, во времена владычества Речи Посполитой на землях нынешних Украины и Белоруссии определяли политику польского доминирования во всех областях общественной и культурной жизни, в результате которой Западная (Белая) и Малая (Южная) Русь утратили русскоязычный (старобелорусский и староукраинский языки, как базовые в эпистолярном культурном слое) образованный слой. Польщизна – это, в том числе, предложение в качестве национальных белорусских героев откровенных недругов белорусского народа, не щадивших его и использовавших его в качестве расходного материала в своей борьбе за великую Речь Посполитую «от моря до моря». В Речи Посполитой полонизация населения Литвы (Белоруссии) была тотальной. Вся высшая культура была польской, потому что в течение XVII века белорусский язык перестал быть государственным языком, было запрещено обучение и богослужение на белорусском языке. Речь Посполитая была феодальной республикой, но «социальный лифт» в отношении православных и белорусскоговорящих не работал.

Про то, чей герой «Кастусь» Калиновский вы могли прочитать в Опусе 140. Сегодня речь пойдёт о «национальном» герое Беларуси Тадеуше Костюшко.

Костюшко Андрей Тадеуш Бонавентура, политический и военный деятель Речи Посполитой, руководитель восстания 1794 г. Национальный герой Беларуси, Польши и США, почетный гражданин Франции. Родился в 1746 г. в селе Меречёвщина на территории современной Брестской области Беларуси. По отцу Костюшко был этническим литвином (русином), но его род еще в XVI столетии «перешёл в корону», то есть, ополячился, и потому родным языком для него был польский, а Родиной, в современном смысле этого понятия, – Речь Посполитая в границах 1772 года. Неосуществившейся мечтой его жизни было создание МОНОНАЦИОНАЛЬНОГО польского государства. Польского, а не белорусского. В сохранившейся переписке Т. Костюшко с польским общественно-политическим деятелем XVIII-XIX веков Гуго Коллонтаем есть свидетельство его польскоцентричного мышления. Будучи в своём имении в Меречёвщине, он посетил церковь (скорее всего, униатскую), где служба велась на старобелорусском языке, а священник общался с прихожанами на местном наречии белорусского языка. Вот что пишет Т. Костюшко: «Был я у себя дома. Мои крестьяне русины до сих пор говорят на своём языке. А всё потому, что у них их вера. А от того, что они исповедают свою веру, большие проблемы для Польши. Чем скорее мы создадим всеобщее начальное образование и дадим им польский язык, чем скорее через польский язык в их сердце войдут польские символы, и всякого, кто не по-польски говорит, будут считать за неприятеля, тем быстрее мы для своей Отчизны сделаем добро.» То, что Т. Костюшко и его единомышленники были приверженцами Великой французской революции, которая стала инициатором создания единой французской нации, только подтверждает истинность того, что они не видели объединения белорусов Литвы в каком бы то ни было виде. Более того, саму возможность национального самоопределения белорусов они считали враждебной польской идее.

Что касается борьбы Т Костюшко за «права простых крестьян». Привожу выписку из Википедии, а дальше судите сами.

«В феврале 1814 года Костюшко с энтузиазмом воспринял поражение Наполеона, принимал у себя русских казачьих офицеров и запретил жителям своих владений оказывать сопротивление русским. Он направил царю письмо, в котором просил объявить всеобщую амнистию полякам, провозгласить в Польше и Великом княжестве Литовском конституционную монархию и, наконец, через десять лет отменить крепостное право там, где оно было введено, и наделить всех крестьян землёй. В ответ Александр I встретился с Костюшко в Париже, а затем в австрийском Браунау. Александр I надеялся убедить Костюшко вернуться в Польшу, где планировал создать марионеточное Царство польское. Тот соглашался на сотрудничество при условии проведения социальных реформ и восстановления территории, которая, по его мнению, должна была достигать на востоке рек Днепр и Двина. Однако вскоре, находясь в Вене, Костюшко узнал, что новосозданное царство Польское было ещё меньше, чем Варшавское герцогство, он назвал это образование «шуткой». Не получив ответов на свои письма от российского императора, Костюшко оставил Вену и переехал в Золотурн.

Своим завещанием, подписанным 2 апреля 1817 года, Костюшко освободил сехновичских крестьян от введённой российскими властями крепостной зависимости, однако формально завещание вступало в противоречие с законом. Сехновичи в то время принадлежали не ему, а его родственнице Екатерине Эстко. Пятьдесят три крестьянские семьи в 1825 году потребовали исполнения последней воли Костюшко, дело дошло до Петербурга, и император Александр принял сторону владелицы поместья Екатерины Эстко.»

Так что, Тадеуш Костюшко великий человек своего времени. Это, бесспорно. Он много сделал для государственности США, Франции и Польши. Его уважали Джорж Вашингтон, Наполеон Бонапарт, Павел I и Александр I (предлагавший Костюшко корону Польши). Но он был активным противником национальной государственности жемойтов (современная Литва), литвинов (современные белорусы) и русских (современные украинцы). Если бы планы Т. Костюшко претворились в жизнь, вышеперечисленные народы входили бы в состав Речи Посполитой, в лучшем случае, как современные мазуры или кашубы и, не более того. То, что родиной Т. Костюшко является территория современной Беларуси, - достаточное основание для сохранения памяти об этом великом человеке в виде памятников и музеев, но недостаточное для провозглашения его национальным героем.

P.S. К моменту распада Российской империи на территории современной Беларуси существовала этническая общность с неполноценной социальной структурой: практически, вся белорусская знать и культурная элита были католической и польскоцентричной и рассматривали Белоруссию, как часть польского государства. Сам Минск в начале ХХ века был польско-еврейским городом. Когда в 1918 году в Минск вошли немецкие войска, то только треть города контролировал полк БНР, а две трети – вооружённые польские повстанцы, которые позже вступили в армию Пилсудского. Польки встречали немцев восторженными криками: «Мы вас так долго ждали!»

Элементы польщизны не изжиты в Беларуси и поныне. Так называемые «сьвядомыя» тихой сапой внедряют в современный литературный белорусский язык полонизмы и настаивают на «тарашкевице» (есть два варианта письменного белорусского языка: «тарашкевица» и «наркомовка»), как единственно правильном письменном варианте белорусского языка. На самом деле любому человеку, мало-мальски владеющему польским, белорусским, русским, немецким и английским языками, очевидно, что все эти усилия направлены на максимальное отдаление современного письменного белорусского языка от его русского собрата. То есть, целью белорусских националистов является разрушение психоисторической матрицы народа через проникновение в его культурно-информационное пространство элементов чужой культуры и чуждых народу исторических личностей и исторических традиций.

Возникает вопрос: почему Минай Филиппович Шмырёв (Батька Минай) не является национальным героем Беларуси, а Т. Костюшко является? Первый положил свою семью ради независимости своего народа, а второй… Кому-то очень не хочется, чтобы направленность личности белорусского гражданина формировалась на примере Батьки Миная. Такое предположение имеет право быть.

Белорусские государственные идеологи (в современной Беларуси есть такая профессия) акцентируют усилия на контрпропаганде. Но контрпропаганда – это ответная реакция, а нужна активная пропаганда ценностей национальной культуры и исторических традиций наступательного характера, которая бы заставляла реагировать противника. Как у советского государства до 1960-х годов. Современная Беларусь – это общество лавочников. Белорусское государство – одно из многих капиталистических государств мира. Причём, капитализм Беларуси (хотя это капитализм государственный) – это капитализм периферийного типа. И то, что географически Беларусь находится в центре Европы, не делает её центром европейского капитализма. В Беларуси не видно ресурса, который бы позволил ей стать источником идеи общественно-политической организации общества более справедливого, чем капиталистическое. Правящая верхушка страны стремится интегрироваться в общемировую элиту, что является естественным устремлением элит любых периферийных капиталистических государств. Они не знают и не понимают, что их участь – это участь полезных идиотов, потому что все лучшие места в театре глобализации уже заняты и, в лучшем случае, им отведут место на галёрке, если швейцар, вообще, позволит им войти в этот театр. Они не понимают, что в современную «мировую элиту» допускаются только масоны высокого градуса, хабадники и прочие проводники сатанинского глобального проекта, осуществляемого мировым финансовым капиталом посредством кабалы ссудного процента. Это же касается и Беларуси. Её граждане не осознают, что «фактор Лукашенко» тормозит процесс продажи относительного суверенитета Беларуси «добрым дядям» в чёрных шерстяных шляпах. Но Лукашенко не вечен, а политической организации, способной, как минимум, сохранить нынешний политический курс Беларуси, нет. Существующие «белорусские» партии – это партии мелкой буржуазии и политконьюктурной государственной квазибуржуазии. Основная идея буржуазии – личное обогащение. Ничем, кроме духовной и интеллектуальной деградации народа и государства эти «благородные устремления» не чреваты. Именно, такие устремления погубили социализм СССР (а никак не экономическая несостоятельность) и способствовали деградации России по всем параметрам, приведя её к общему знаменателю со странами третьего мира. И никакие национальные герои, вроде генералиссимуса Т. Костюшко, не поспособствуют допуску Беларуси в «высшее капиталистическое общество»!