Представьте себе, что вы живёте не сейчас, а почти две тысячи лет назад. Например, вы – римский гражданин, проживаете в Капуе во II веке н.э., владеете гладиаторским лудусом, и не мешало бы вам на ближайших гладиаторских играх вывести на арену бойцов из дальних земель. А за это ваш патрон вам щедро заплатит, ведь довольные зрители запомнят, кто спонсировал хлеб и зрелища, и проголосуют за него на ближайших выборах магистрата. Надо бы вам лично съездить в Галлию.
Вы - хозяин ювелирной лавочки. Нужно съездить в Аквилею и купить ювелирные украшения, которые потом можно втридорога продать благородным римским девицам и женщинам.
Вы – префект легиона, получили приказ о передислокации из Сингидунума в Аквинкум. Пора собираться в дорогу.
Вы могли бы отправиться в деловую поездку из Рима в Афины или дойти как легионер из Испании в Египет, практически все время оставаясь на дороге с твердым покрытием. Древние римляне охватили огромную территорию Римской империи высококачественной дорожной сетью и снабдили её впечатляющей инфраструктурой.
Римские дороги – это выдающееся достижение технологий античности, подлинное торжество строительного искусства. Строили дороги древние римляне следующим образом: каменная или плиточная вымостка дороги лежала на особой прочной подстилке из чередующихся слоев песка, щебня, мелких камней и глины. Дороги имели дренажи для отвода ливневых вод. Римляне не признавали поворотов и подъемов - дороги шли по прямой. Для этого вносили некоторые изменения в природный ландшафт.
Из Рима разлетался веер крупнейших дорог, проходящих по всем областям современной Италии и продолжающихся за ее пределами. Дороги строились главным образом для передвижения римских войск (они же и строили), но несли и другую важную функцию - дороги использовались в торговых целях. На римском форуме был поставлен золоченый столбик, от которого начинался отсчет расстояний главных дорог Империи. Вот поэтому и возникло выражение: «Все дороги ведут в Рим».
Вдоль дорог устанавливались так называемые милиарии или милевые столбы – камни цилиндрической формы, высотой в 1,8 м, нередко весившие более двух тонн. Они обычно содержали имя императора, начавшего строительство дороги (пиар и в античные времена существовал прекрасно), и расстояние до ближайшего города.
Но римляне пошли дальше. Они не просто построили дороги. Они снабдили их развитой инфраструктурой. Через каждые 10-15 км вдоль дорог устраивались станции смены лошадей или почтовые станции. На расстоянии дневного перехода - 25-50 км - находились постоялые дворы с заведениями общественного питания, комнатами для ночлега и даже своего рода станциями техобслуживания. За отдельную плату можно было отремонтировать повозку, покормить лошадей и даже, если нужно, оказать им ветеринарную помощь.
Уже в те времена для удобства путешественников, торговцев, деловых людей и всех, кто отправлялся в путь, создавались дорожные карты и итинерарии. Самая известная карта - это дошедшая до нас в виде копии так называемая Пейтингерова таблица, на которой изображены римские дороги и крупнейшие города Империи, а также и достопримечательности. Здесь всего указано около 550 городов и 3 500 достопримечательностей.
На других картах использовалась система условных обозначений, несущая важную информацию, такую как время перемещения между населенными пунктами, места для ночлега и еды, постоялые дворы, где можно отдохнуть самому и дать отдых уставшим лошадям. Вот так древние римляне фактически создали древнеримский гуглмэпс. Мы сейчас по экрану гаджета кликаем, чтобы узнать, где заправка и кофейня, а они создавали итинерарии.
После окончательного крушения Империи дороги, как и многие другие римские сооружения, были заброшены и пришли в упадок. Это было время тотального регресса, ведь дорожное строительство возобновилось в Европе лишь примерно 800 лет спустя. Некоторые современные европейские дороги не просто повторяют направления старых римских - они лежат на старых римских, только, разумеется, они уже заасфальтированные.
- Римское слово strata в трансформированном виде вошло в европейские языки как обозначение улицы. А слово via, обозначающее дорогу, приобрело другой коннотационный смысл - «посредством, через».
P.S. А ведь римская дорога несёт в себе и другие значения, помимо того, что она является способом измерения, упорядочивания и объединения пространства. Она выступает и как символ, и как хранитель памяти. И это сказала не я, а Иван Иванович Тучков, возглавлявший кафедру искусствоведения истфака МГУ и учивший нас. Потом Иван Иванович стал деканом истфака. Увы, талантливейший человек ушёл слишком рано.