Все же старые фотографии могут рассказать о многом. К примеру, совершенно случайно, мне попался снимок, он расположен ниже, автомобиля ЗИС-101 в газете. Немного времени и мне удалось найти первоисточник. Оказалось, что эта машина, являющаяся предметом гордости в СССР, и правда попала в Америку.
Как гласит подпись под снимком: "ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ - новый автомобиль российского производства
для советского посольства.
Есть даже небольшая заметка в газете "Evening Star" от 12 декабря 1938 года.
Вот первый лист издания
Что же пишет корреспондент об автомобиле, который с гордостью демонстрировали советские дипломаты.
Я постарался максимально сохранить тон и стиль публикации.
Российские дипломаты гордятся первым серийным автомобилем из СССР. Автомобиль с обтекаемым кузовом является серийным и обладает яркой индивидуальностью.
Автор: ПРЕСТОН ГРОВЕР.
Лучший продукт новой российской автомобильной промышленности массового производства - семиместный седан мощностью 110 лошадиных
сил. Эта машина первая прибывшая в нашу страну. Он был передан
в пользование посольства, и сотрудники безмерно
гордятся им. По дизайну он чем-то напоминает "Cadillac" и, откровенно говоря, повторяет американский дизайн и стиль. Хотя и имеет индивидуальность.
Когда мы пришли в Советское посольство, чтобы увидеть машину, то Константин Алексеевич, г-н Уманский сообщил нам подробности. Мистер
Уманский является временным поверенным в
делах в отсутствие посла Троянского.
.
Новый автомобиль, модель ЗИС-101, в России производится массово, но
не в достаточном количестве, чтобы удовлетворить
внутренний спрос. Ни один из экземпляров не предназначен для экспорта и, по словам г-на Уманского, не будет экспортироваться в течение некоторого времени.
А вот тут самое интересное.
Спрос на внутреннем рынке очень высокий. Чиновникам нужно много машин, но немногие учреждения в состоянии их купить. Некоторые получают автомобили за отличную службу, это ученые, инженеры и известные деятели. Но только если производство будет идти по
плану.
А вот тут даже статистика присутствует. Читаем далее.
В 1937 году заводы выпустили 182 000 грузовиков и 18 000 легковых
автомобилей, по сравнению с 1.702 легковыми автомобилями в 1929 г. На этот год запланировано производство на уровне 250 000 автомобилей, а на 1941 г. - 500 000 единиц.
Нашлось место и для шуток. Вот как описал водителя Престон Гровер.
Вашингтонский "ЗИС-101" пилотирует чернокожий (он правда употребляет слово - цветной) шофер-американец Эдвард. Он оказался бы в затруднительном положении, если бы что-то пошло не так с машиной, поскольку он бы точно не знал как ее отремонтировать.
.
Инструкция только на русском языке, а Эдвард не знает ни слова по русски.
Кузов автомобиля немного уже, чем у современных моделей дорогих американских машин.
А вот это вот самое интересное. Престон сравнивает советский лимузин, судя по всему с Rolls-Royce. А иначе как объяснить слова -
В отличие от обычных европейских моделей, у него руль с левой стороны.
Впрочем обычный, а не автомобильный журналист, не мог разбираться во всех тонкостях. Ему было невдомек, что гордость советского автопрома вовсе не предназначался для простых граждан, хотя это самый массовый продукт московского автозавода. Что ЗИС-101 фактически вариация на тему именно американских моделей, причем именно тех которые нравились Сталину.
Информация же о том, что лимузин является прямым копированием моделей Buick и Packard не особенно скрывали даже в СССР. Вот, к примеру статья в журнале "За рулем" №19 за 1934 год.