В Российском менталитете заложено, что человек, который нанимает сотрудников это - эксплуататор. Отношение к работодателям со стороны наемных сотрудников, как правило, враждебное, затаённо пренебрежительное. Давайте разбираться, откуда корни такого отношения к людям, которые являются основой роста экономики страны, а значит благополучия всех граждан.
ИСТОРИЯ.
Еще с уроков школьной истории помню, как изучали такое явление, как кулачество. Кулаки в раннем Советском периоде, - это враги народа, их "раскулачивали", т.е. лишали всего имущества и ссылали в Сибирь. А если разобраться, кто такие кулаки, то это зажиточные крестьяне, которые имели фермерское хозяйство больше чем у других и могли нанимать других крестьян, чтобы те помогали им по хозяйству. Именно нанимать, то есть платили им заработную плату, а не эксплуатировали. А имели они это хозяйство благодаря тяжёлому труду, и предприимчивому складу ума! На мой взгляд, это просто трудолюбивые люди, которые занимались уже первой предпринимательской деятельностью. Но в советском сознании, человек, который нанимает других людей, это буржуй, эксплуататор, враг народа и т.д. и т.п. Современный русский человек - это наследник того самого советского сознания. Всем кажется, что предприниматель эксплуатирует бедных работников, гребёт деньги лопатой и пытается нажиться на труде других.
РЕАЛЬНОСТЬ.
Но, если посмотреть реальности в глаза, в современных условиях, предприниматель это самый незащищенный человек и многие предприниматели задумываются, а стоит ли вообще кого-то нанимать или просто делегировать часть задач по аутсорсу. Предприниматель обложен со всех сторон налогами, требованиями трудового законодательства, штрафами. Помимо зарплаты, за работника нужно каждый месяц отчислять налоги, а значит параллельно содержать бухгалтера, который будет всем этим заниматься, платить отпускные, больничные и т.д. При этом сотрудники часто выполняют свою работу не качественно, а собственник несёт за всё это свою ответственность. Если лет 10 назад, когда рынок труда был перенасыщен, работодатель мог заменить сотрудника в любой момент, то сейчас, когда огромный дефицит кадров, уже сотрудники диктуют свои условия, а платит за всё работодатель. Сотрудники хотят большую зарплату, при этом снимают с себя всю ответственность за результат выполняемой ими работы.
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
Я как малый предприниматель уже много лет пытаюсь делегировать часть задач, обучить педагогов по своей методике и дать им возможность заработать. Но с чем сталкиваюсь я каждый раз? Когда человек понимает, что в нём заинтересованы, как в сотруднике, он начинает себя вести как мини звезда, выставляет множество требований, но при этом даже не пытается предложить в обмен свой профессионализм, который часто еще необходимо доказать. Наша сфера очень специфическая, мы используем редкую методику, обучение по которой сейчас стоит довольно дорого, и не каждый может это себе позволить, поэтому, чтобы человек действительно стал профессионалом в этой нише, его нужно обучить и еще подождать годика два, чтобы он реально стал профи в результате непрерывной практики. На протяжении всего этого времени я, как предприниматель терплю сплошные убытки, это дополнительная реклама, это уходящие ученики, которые хотят заниматься у профессионала, это трата времени и нервов, т.к. если ты хочешь, сохранить уровень своих услуг, тебе нужно постоянно контролировать, что происходит за дверями, когда занятия ведёт кто-то другой. Когда ты делаешь замечание сотруднику, тебе нужно выбирать максимально доброжелательный тон, иначе ему покажется, что ты на него орёшь и может тут же поставить ультиматум об уходе, зная, что ты, вложив в него столько сил и времени, будешь держаться за него до последнего. И как результат, главным тут становишься не ты, как создатель и организатор, а тот, кто обучился за твой счёт и выполняет свои функции спустя рукава.
Основная боль руководителей детских центров это невозможность нанять профессиональных сотрудников с адекватной самооценкой и правильно выстроенной вертикалью взаимоотношений. Поэтому часто классные проекты, которые действительно могут быть полезны обществу, не имеют должного развития и остаются на стадии одного частного кабинета. Я несколько лет тешила себя надеждами вырастить свой проект до состояния нескольких филиалов, но сейчас понимаю, что не хочу этой борьбы с ветряными мельницами, и остаюсь в состоянии маленького кабинета, работая самостоятельно, пока хватит сил.