Страстной бульвар – самый широкий из всех бульваров, входящих в московское Бульварное кольцо. Утверждают, что его ширина в некоторых местах доходит до 123 метров. Он продолжает Тверской бульвар и предшествует Петровскому. Здесь до сих пор можно посидеть под сенью старых дубов, которые видели Пушкина. Начинается Страстной бульвар от Пушкинской площади и тянется до площади Петровские ворота. Прогуливаясь по Страстному, а его длина всего 550 метров, можно вспомнить много историй из жизни России, которые сыграли огромную роль в дальнейшем. Так что скучать здесь не придется.
Читайте также: Где можно погулять в САО Москвы: подборка лучших парков
Предыстория Страстного бульвара
В XIX столетии на территории современного Страстного бульвара был Страстной монастырь, который снесли в 1938 году, в годы борьбы с религией. А вот на другой стороне духовностью даже не пахло, здесь был криминальный район. От Большой Дмитровки до Петровки была большая площадь, где торговали сеном, ведь в то время главный транспорт был гужевым, то есть ездили и возили грузы на лошадях, поэтому торговля сеном было делом прибыльным. А вот по вечерам здесь частенько грабили прохожих, так что место пользовалось дурной славой.
Сначала бульвар был узкой аллеей, где в 1820-е годы посадили два ряда деревьев. Изменяться он начал с 1872 года, когда местная домовладелица Е.А. Нарышкина за свой счет превратила площадь в бульвар. Благодарные жители назвали новое место для променада Нарышкинским садом или сквером.
От земляных укреплений до Садового кольца
Начинать надо с того, что когда-то на этом месте были крепостные стены, охраняющие город от врагов. И когда возводили стены, для их усиления было сделано еще одно укрепление – Земляной вал. Тогда такое фортификационное сооружение было у всех крупных городов Европы. Район между стенами города с земляным валом называли или Скородомом, видимо из-за скорости постройки, или Деревянным домом, ведь стены были сложены из дерева.
Читайте также: Весенние маршруты для прогулок на ВДНХ
Несмотря на то, что Земляной вал был серьезным укреплением, на нем было построено более 100 башен и стена высотой около 5 метров, а еще вырыт глубокий ров, продержалось оно недолго. Когда началась польская интервенция, все деревянные сооружения были преданы огню. Восстановили только после окончания Смутного времени, при новом царе Алексее Михайловиче. Длину вала увеличили до 15 километров. А вот название Скородом ушло в прошлое, теперь на века закрепилось другое словосочетание – Земляной город.
Ко времени нашествия Наполеона, стены и часть башен разобрали, по валу любили гулять, а после войны 1812 года укрепления полностью убрали, а ров засыпали, было решено на этом месте сделать кольцевую улицу. Участки начали застраиваться, но домовладельцам вменялось в обязанность – разбить палисадники. Специалисты говорят, что озеленение продолжалось до 1830 года, но единого плана не было, сажали кому что нравится. Например, было много клена ясенелистного и дубов.
Вот так Земляной вал стал Садовым кольцом.
Страстной монастырь
В 1654 году в Москве была основана женская обитель – Страстной монастырь. Его воздвигли недалеко от ворот в Белый город, в Земляном городе.
История названия напрямую связана со Страстной иконой Божией Матери. Сама по себе эта икона написана необычно, рядом с ликом Богородицы два Ангела держат орудия Страстей Господних. С этим образом связан случай чудесного исцеления. Одна женщина после замужества стала вести себя неадекватно, даже попыталась сделать суицид. Когда ей было легче, постоянно молилась Богородице, прося ее об исцелении духовного недуга. Молитва была услышана, но Екатерина, так звали женщину, не смогла сразу исполнить свой данный обет, а когда вспомнила, то снова заболела. Тогда во сне ей явилась сама Божия Матерь и велела идти в Нижний Новгород. В городе нужно было найти иконописца Григория и купить у него Ее икону для молитв. После молитвы перед Страстной иконой женщина окончательно выздоровела. А позже стали происходит чудеса.
Когда об чудесном исцелении узнал царь Михаил Федорович, а это произошло в 1641 году, то приказал перенести ее в столицу. Но перед этим выстроить церковь у Тверской заставы. Там чудодейственную икону и встречали. Везли ее из родового села Палицы князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского, расположенного около Нижнего Города.
В 1654 году было решено, при храме устроить женскую обитель. Вокруг монастыря построили ограду с башнями, а главной святыней нового храма стала Страстная икона Божией Матери. Храм занял свое место среди других монастырей так называемой северной линии.
Надо отметить, что Тверская улица, на которой был построен женский монастырь, тогда была средоточием всего самого лучшего и нового в столице. И это происходило на протяжении веков. Например, именно здесь началась история всех видов московского общественного транспорта до революции. Именно около монастыря в XVIII веке был проложен первый бульвар в Москве – Тверской. А через столетие, за знаменитым монастырем построили самый широкий бульвар – Страстной.
Плавное течение жизни монастыря нарушил сильный пожар, произошедший в середине 1770-х годов. Екатерина II распорядилась восстановить женскую обитель. Когда французы вошли в Москву, то в древних стенах солдаты остановились на постой, их не смутило, что это был женский монастырь. Они его разграбили и осквернили. Кроме всего прочего, на его подворье пытали и расстреливали участников сопротивления.
После освобождения Москвы, в храме Страстного монастыря был отслужен первый благодарственный молебен в городе Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении иноплеменных. И именно колокольный звон монастыря первым возвестил, что неприятель покинул древнюю столицу.
Монастырь продолжал расстраиваться. С 1849 по 1855 годы была построена колокольня с надвратной церковью Алексия Божьего человека, в честь основателя монастыря царя Алексея Михайловича. Русский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский, кстати, весьма известен не только как живописец и преподаватель, но и стоял у истоков архитектурной реставрации в России. Например, занимался Чудовым монастырем и Архангельским собором Московского Кремля.
Сохранилось письмо графа Алексея Толстого, адресованное Николаю II, где он пишет о колокольне. Он своими глазами видел, как она рухнула на мостовую в целости и сохранности. Писатель уточнил, что ни один кирпич и ее стен не выпал, настолько прочной была кладка старых мастеров. Впрочем, он был немного недоволен, что новая колокольня была построена в псевдорусском стиле.
Последнее изменение в архитектурном облике Страстного храма произошло в 1913 году. Архитектор Леонид Васильевич Стеженский построил гостиницу при монастыре, которая располагалась в северо-восточной части.
Кстати, это единственная постройка из всего комплекса, которая сохранилась до нашего времени. Сейчас ее можно увидеть по адресу: Малый Путинковский переулок, дом 1/2.
В начале 1919 года новая власть упразднила монастырь, в его кельях был размещен Военный комиссариат. Впрочем, монахини жили здесь еще несколько лет. Даже когда здесь открылся Коммунистический университет трудящихся востока все как-то уживались друг с другом. Весной 1928 года сюда въехал Центральный архив, а через год открылся антирелигиозный музей. Именно этот исторический факт почему-то больше всего возмущает современных верующих.
В 1937 году почти все здания были снесены, за счет чего площадь расширилась до современных границ, а за несколько лет до этого, в 1931 году, Страстную площадь переименовали в Пушкинскую. Сюда же перенесли памятник Александру Пушкину, до этого стоявший в начале Тверского бульвара.
В 1961 году, когда запланировали строительство кинотеатра «Россия», уничтожили оставшиеся строения.
Достопримечательности Страстного бульвара
На бульваре в разное время было установлено 4 памятника, посвященных знаменитым людям. Кроме этого, на зданиях установлены мемориальные таблички. Эта работа началась уже после развала Советского Союза, когда появилась возможность увековечить память людей без вмешательства чиновников различных уровней.
Памятник Александру Пушкину
В 1880 году был установлен долгожданный памятник Александру Пушкину. Сначала его установили в начале Тверского бульвара, а в 1950 году перенесли на противоположную сторону Пушкинской площади.
За все время памятник реставрировали два раза: 1933 и 2003 годах. Сейчас он внесен в Единый госреестр как объект культурного наследия. Наша редакция уже рассказывала об истории этого памятника. Добавим, что на пьедестале, когда памятник только решили поставить, поэт Василий Андреевич Жуковский, на которого когда-то равнялся Пушкин, по цензурным соображениям изменил текст стихов Александра Сергеевича с этих:
«Что в мой жестокий век восславил я Свободу»На вполне нейтральные и безобидные слова:«Что прелестью живой стихов я был полезен».
На пьедестале мастера вырезали (надо отдать должное, без ошибок, – примечание редакции), с правой стороны:
И долго буду тем народу я любезен…Что чувства добрые я лирой пробуждалС левой стороны памятника строчки были выбиты без изменений:Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…И назовет меня всяк сущий в ней язык
Эти двустишия были вырезаны на граните. В 1936 году, когда страна готовилась к 100-летию со дня безвременной и глупой смерти поэта было принято решение, заменить текст Жуковского на оригинал, написанный Александром Сергеевичем. Работа была сложной, ведь надо было срубить старые рельефные надписи на постаменте, потом отполировать поверхность и нанести новые. В итоге, двустишия заменили на полные четверостишия, а орфография заменили на современную. Но с обратной стороны памятника надпись «Сооруженъ въ 1880 году» сохранилась без изменений.
Памятник Владимиру Высоцкому
В конце бульвара стоит памятник Владимиру Семеновичу Высоцкому. Это работа скульптора Геннадия Дмитриевича Распопова. В народе этот памятник метко и с чувством назвали «Поэт с гитарой». Он установлен недалеко от Петровских ворот. Хотя сам поэт еще при жизни был уверен, что власти никогда не пойдут на этот шаг.
Прочитайте строчки его стихотворения «У меня было сорок фамилий»:
И хотя во все светлое верил –Например, в наш советский народ, –Но не поставят мне памятник в сквереГде-нибудь у Петровских ворот.Но я не жалею!
Его друг Валерий Павлович Янклович наперекор всему решил опровергнуть пророчество Высоцкого и предложил поставить ему памятник именно у Петровских ворот. Валерию Павловичу, несмотря на все регалии, а он был известным актером театра и кино, продюсером, пришлось нелегко, пока он антитезу Высоцкого смог опровергнуть. Но он был не одинок в борьбе с чиновничьим аппаратом, о котором даже Пушкин нелестно отзывался, кстати, его памятник стоит неподалеку.
Разрешения пришлось буквально добиваться, но коллега Высоцкого актер Борис Алексеевич Хмельницкий все же смог уговорить чиновников.
Так получилось, что скульптор Геннадий Дмитриевич Распопов дружил с актерами, служившими в московском театре на Таганке. И всего за год до смерти поэта, в 1979 году, вылепил небольшую фигуру актера в его знаменитой роли Гамлета. Он как предчувствовал трагедию. Эту небольшая скульптура была взята за основу, ее просто увеличили и отлили в бронзе.
Актер и поэт изображен с экспрессивно распростертыми руками и поднятым к небу лицом. За спиной висит его неразлучная спутница – семиструнная гитара. Он не признавал шестиструнных инструментов, считая, что семиструнка лучше звучит для русского человека.
Высота бронзовой фигуры 2,4 метра. Ее установили на кубический постамент из гранита, где мастера выбили лаконичную надпись: «Владимиру Высоцкому». Между прочим, сначала Распопов предполагал, что небольшая фигура будет хорошо смотреться, если смотреть на нее сверху вниз. Но когда ее увеличил, на памятнике стало плохо видно лицо. Несмотря на это, сейчас многим кажется, что издалека его фигура напоминает большой крест или распятие. А лицо Владимира Семеновича Высоцкого и так отлично знают в стране. Здесь, он стал неким символом, смысл которого каждый определяет для себя сам.
Перед монументом обустроен небольшой амфитеатр, где можно спокойно посидеть, вспомнить бессмертные стихи и песни поэта. У подножия ежегодно проходят вечера памяти, где поют его песни и декламируют стихи.
То, что горожане и жители всей России до сих пор помнят и любят Владимира Семеновича видно невооруженным глазом, перед его памятником всегда лежат свежие цветы.
Открытие памятника приурочили к 15-й годовщине со дня смерти Владимира Высоцкого. В тот день, 25 июля 1995 года, здесь собрались все его друзья и поклонники таланта.
Памятник Сергею Рахманинову
В самом центре Страстного бульвара в 1999 году был открыт памятник всемирно известному композитору Сергею Васильевичу Рахманинову.
Памятник здесь установлен не случайно, Рахманинов жил на Страстном бульваре, сейчас это дом № 5. А тогда там располагалась Первая московская женская гимназия. В память о маэстро на фасаде здания установлена мемориальная доска.
В этом доме композитор поселился в 1905 году, и так совпало, что талант Рахманинова начал достигать своего расцвета. Благодаря его таланту от штампов и искажений были освобождены такие гениальные произведения русского оперного искусства, как «Иван Сусанин», М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Пиковая дама» Петра Чайковского. Создал свой оригинальный музыкальный стиль. Как пианист и дирижер он много гастролировал по России, часто ездил за рубеж и его творчество получило мировое признание. Вскоре после революции он уехал отсюда навсегда, эмигрировав сначала в Европу, а немного позже переехал в Нью-Йорк. Впрочем, связей со своей родиной Рахманинов не терял, хотя Советскую власть не любил. Когда началась Великая Отечественная война Сергей Васильевич дал несколько благотворительных концертов, все деньги от которых, он анонимно перечислил в фонд Красной Армии. А когда передавал средства в Фонд Обороны СССР, то сказал замечательные слова: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». На эти деньги даже был построен самолет. Перед смертью композитор ходил в Советское посольство, очень хотел поехать на Родину. Умер Рахманинов в 1943 году, не дожив всего трех дней до своего 7-летнего юбилея.
Авторами памятника была группа, состоящая из скульпторов Олега Константиновича Комова и Андрея Николаевича Ковальчука, а также принимал непосредственное участие архитектор Юрий Григорьев.
Им удалось изобразить композитора, сидящего на стуле, но в тоже время во всей фигуре сквозит некая напряженность. Композитор внимательно куда-то смотрит, видимо, он на каком-то представлении, потому что одет в концертный костюм. Если внимательно приглядеться, то хорошо видно, какие тонкие и длинные пальцы, руки настоящего пианиста.
Памятник установлен на постаменте из красного гранита, а вокруг разбита клумба.
Памятник Твардовскому
22 июня 2013 года Страстной бульвар обзавелся еще одним памятником – Александру Трифоновичу Твардовскому. Этот день был выбран не случайно, советский поэт и писатель в годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах. Его поэма «Василий Теркин» получила огромную популярность, став главной в творчестве Твардовского. Кроме стихов он писал прозу, в 1947 году была опубликована книга о прошедшей войне «Родина и чужбина».
В 1950 – 1954 и с 1958 по 1970 годы был главным редактором журнала «Новый мир». Между прочим, он всегда мужественно отстаивал право на публикации каждого талантливого произведения, которое попадало в редакцию. Он помог Солженицыну, Быкову и многим другим советским писателям, которые рассказывали правду жизни в своих произведениях. На него давили со всех сторон, но Твардовский не сдавался, но в феврале 1970 года был вынужден сложить с себя полномочия редактора оппозиционного, но уважаемого журнала. Произошло это после снятия с должностей его заместителей и назначением ставленников новой власти. После разгрома любимого журнала Твардовский смертельно заболел. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
С 1982 года в Советском Союзе начало действовать Рахманиновское общество, благодаря усилиям его членов, стал проводится Международный конкурс пианистов. А в стране было установлено несколько памятников, посвященных этому талантливому дирижеру и композитору.
Над памятником работали скульпторы: народный художник Российской Федерации Владимир Александрович Суровцев и Данила Суровцев. А также архитекторы: Виктор Васильевич Пасенко и руководитель архитектурного бюро «На Смоленке» Святослав Николаевич Иванченко.
В.А. Суровцев долго не мог определиться, каким изобразить Твардовского. Было несколько вариантов, где Александр Трифонович мог быть в солдатской шинели или гимнастерке, пишущим очередную заметку во фронтовую газету, или строчки стихов. За вдохновение скульптор перечитал его литературное и поэтическое наследие, съездил на родину Твардовского в Смоленск. В результате он изобразил писателя, который остановился буквально на минутку, когда прогуливался. И сейчас кажется, что Твардовский смотрит на нас сверху, со своего постамента, как будто о чем-то задумался.
На постаменте выбиты надписи. На фасадной части – Александр Трифонович Твардовский и автограф писателя. А сбоку процитированы строчки из стихотворения, написанного в 1955 году «Ты дура, смерть: грозишься людям…»
«Мы слышим в вечности друг другаИ различаем голосаИ как бы ни был провод тонок…Между своими связь живаТы это слышишь, друг-потомок?Ты подтвердишь мои слова?..»
С другой стороны памятника сообщается об авторах и спонсорах, которые принимали участие в его создании.
Так что уважаемый читатель, если гуляешь по Страстному бульвару, подойди поближе к памятнику Александра Трифоновича, вспомни его бессмертные стихи про Василия Теркина, ставшие одним из символов несгибаемого духа советского солдата, а еще не забудь, сколько пришлось ему выдержать ударов, когда он работал редактором популярного советского журнала «Новый мир», скольким талантливым писателям и поэтам страны он дал путевку жизнь.
Здания на Страстном бульваре
Время берет свое, и на Страстном бульваре исторических зданий осталось не так много. Впрочем, в последние годы в Москве обратили особое внимание на сохранение этого культурного градостроительного наследия.
Первая женская гимназия. Дом № 5
Здание было построено в 1874 – 1878 годах. Его проектировал и самолично контролировал все этапы строительства архитектор Николай Александрович Тютюнов. Дело в том, что здание строилось для Московской 1-й женской гимназии, которое находилось под патронажем императрицы Марии Федоровны. Кроме этого, здесь были доходные квартиры.
Здание получилось величественным и монументальным, в четыре этажа.
Здесь тринадцать лет подряд квартиру снимал русский композитор Сергей Рахманинов. А еще был Музей наглядных пособий по естествознанию.
После революции гимназию закрыли. Но как учебное здание оно еще функционировало, здесь разместили Коммунистический университет трудящихся Востока имени И.В. Сталина. Кстати, здесь учился будущий китайский политический деятель Дэн Сяопин. И хотя он официально никогда не занимал пост руководителя Поднебесной, но был фактическим руководителем страны с конца 1970-х до начала 1990- годов.
1938 год принес бывшей женской гимназии новый поворот в судьбе – здесь расположился Всесоюзный Радиокомитет. Именно в этих стенах работала радиостанция, вещавшая на всю страну и дальше за рубеж, а в годы Великой Отечественной войны читал сводки Совинформбюро легендарный диктор радио Юрий Борисович Левитан. Кстати, Гитлер его называл своим личным врагом номер один.
Несколько лет назад это здание с богатой историей было отреставрировано и занесено в реестр объектов, имеющих историко-культурную ценность. Сейчас там располагается Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Дом, где жил Андрей Громыко. Дом № 7
В середине XX века здесь проживали партийные деятели СССР, в том числе — министр иностранных дел Андрей Громыко. В доме также жил художник Андрей Гончаров.
Дом Бенкендорфа. Дом № 6, строение 1
Это двухэтажное здание с мезонином вошло в историю Москвы, как дом Бенкендорфа.
Его построил в 1799 году статский советник Иван Иванович Бенкендорф, который служил под началом Суворова. Его внук граф Александр Христфорович при императоре Николае I стал одной из ключевых в русской политике. Известен созданием знаменитой тайной полиции и организатором жандармерии.
Иван Иванович сделал карьеру в Москве. Дом знаменит тем, что когда у него родилась дочь, то для ее воспитания здесь поселился Иван Андреевич Крылов, здесь он начал писать свои прославленные басни. А в литературном салоне Ивана Бенкендорфа было много тогда знаменитых литераторов, Матвей Матвеевич Херасков, между прочим, он был первопроходцем таких жанров как эпопея, дружеских посланий, стихотворных комедий, философского романа и стихотворной волшебной сказки. Кроме него сюда захаживал реформатор русского языка и составитель «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин. Был частым гостем поэтом, философ и переводчик Дмитрий Владимирович Веневитинов и другие.
Особняк несколько раз перестраивался, в зависимости от прихотей новых владельцев. Сейчас первоначальный вид сохранил только фасад на первом этаже.
В 1812 году сюда переехал «Английский клуб», куда входили представители московской аристократии. Необходимо упомянуть, что в этих стенах творил основатель русского народного театра Павел Федорович Карабанов.
Традиции литературного салона продолжились в XIX веке, когда литераторов стал собирать Дмитрий Николаевич Свербеев, отставной дипломат, оставивший после себя интересные мемуары. В его салоне собиралось высшее московское общество, где горячо обсуждали культурные и политические события в стране и в мире. Есть документальные свидетельства, что желанными гостями были: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь. Заходили на огонек и другие известные поэты и писатели.
После революции надстроили еще три этажа. Здесь продолжали жить видные деятели и не у всех судьба сложилась хорошо. Сейчас известно, что минимум пять жильцов из «дома Бенкендорфа в 1930-х годах были репрессированы. В октябре 2016 года на стене дома была установлена первая мемориальная табличка, посвященная инженеру-электрику Якову Самойловичу Рабиновичу, расстрелянному в 1938 году за «участие в контрреволюционной террористической организации.
Сейчас в этом здании находятся различные государственные учреждения.
Дом А.В. Сухово-Кобылина. Дом № 9
Здание было построено в 50-е годы XIX столетия. Знаменито тем, что здесь жил и работал философ и драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Оно было построено в 1820 году. Позже еще неоднократно подвергалось перестройке. Пока в 2006 году, когда строился офисный центр «Пушкинский дом» его снесли и построили новодел.
Здание интересно своей криминальной историей.
В начале ноября 1850 года около Ваганьковского кладбища было найдено тело молодой женщины. Быстро опознали, это оказалась купчиха Луиза Симон-Деманш. Она была известна своей многолетней любовной связью со светским львом, богатым помещиком Александром Сухово-Кобылиным. А тут кто-то самым зверским образом избил и перерезал ей горло. По Москве поползли слухи.
Высшее общество, презиравшее острого на язык Кобылина, быстро записало его в убийцы. Ведь ни для кого не было секретом, что он завязал новую интрижку с Надеждой Нарышкиной. А у Деманш был ревнивый характер, она закатывала ему истерики. Купца арестовали, хотя никаких улик против него не было. Потом под подозрение попали крепостные Кобылина, они даже дали признательные показания. Но потом отказались от своих слов. Неудачливого Донжуана снова арестовали. Дело продолжалось семь лет. А за это время Сухово-Кобылин написал несколько пьес на эту тему. Например, в мае 1856 года «Свадьба Кречинского» разорвала, как бы сейчас сказали, публику, собравшуюся в Александрийском театре Петербурга. О этого в Москве тоже был полный аншлаг. Позже все его творения запретила цензура.
Только после вмешательства нового императора Александра II дело было закрыто. Виновных так и не нашли.
Дом Елагина. Дом 11, строение 1
На Страстном бульваре в 1898 году было построено еще одно здание.
Архитектор Александр Александрович Драницын возвел двухэтажный особняк в классическом стиле. С повышенным левым ризалитом, то есть это небольшой выступ на стене, который не влияет на внутреннюю планировку, а его роль исключительно композиционная. Ризолит был увенчан треугольным фронтоном. Заказчиком был потомственный почетный гражданин города Сергея Ивановича Елагин. Надо отметить, что на этом участке уже было здание.
В 1910 году со стороны двора была сделана пристройка, где новый хозяин инженер Михаил Владимирович Березин хотел разбить зимний сад. В советские годы пристройка была разрушена.
Специалисты отмечают, что этому особняку повезло значительно больше, чем соседям, у него сохранилась целостность архитектурно-художественного решения. А кроме фасадов и ограды, хорошо сохранились подлинные интерьеры дома: двери, оконная столярка разных рисунков, плафоны, белая изразцовая печь и камин в стиле модерн. Каждое помещение решено в своем архитектурном стиле.
С 1920 по 1938 год в этих стенах работала редакция популярнейшего в Советском Союзе журнала «Огонек». В честь этого, была установлена мемориальная доска его основателю и главному редактору, известному общественному деятелю и журналисту Михаилу Ефимовичу Кольцову, установленная в 1972 году. Ему удалось возродить журнал после революции и дать ему вторую жизнь. Кроме «Огонька» здесь размещались редакции еще трех десятков периодических изданий.
В редакцию заходили Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Ильф и Петров, Владимир Гиляровский. В саду особняка работал летний ресторан «Жургаз». Эта аббревиатура расшифровывается так – государственное журнально-газетное объединение, действовало с 1931 по 1938 год. Этот ресторан стал одним из прообразов ресторана «Грибоедов» из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Кстати, Михаил Афанасьевич, любитель красивой жизни, частенько сюда захаживал, слушал джазовый оркестр Александра Цфана, общался с московским бомондом.
После Великой Отечественной войны жизнь особняка кардинально поменялась, стала строже, здесь разместился Свердловский райисполком. Позже сюда въехал Институт истории партии при Московском горкоме КПСС, потом работал комитет народного контроля.
Сейчас усадьба имеет охранный статус.
Дом Гагарина. № 15/29, строение 1
Дом на пересечении Петровки со Страстным бульваром пережил, как минимум, свое предназначение три раза. И всегда это было знаковыми событиями в жизни Российской империи.
Строители появились на перекрестке у Петровских ворот в 1776 году. А все началось за три года до этого, когда князь Сергей Гагарин ушел с поста президента Коллегии экономии и стал управляющим подмосковных имений, принадлежащих Екатерине II. За эту усердную службу был вознагражден хорошим участком в Москве, где он решил построить собственную усадьбу.
Проект князь заказал у главного придворного зодчего Матвея Федоровича Казакова. Между прочим, Казаков был родоначальником московской архитектурной школы, одним из основоположников классицизма в русской архитектуре.
Задачу Гагарин поставил сложную, Казакову необходимо было одновременно решить несколько проблем, например, классический «дворцовый» фасад должен был быть масштабным, не уступать другим зданиям, а еще должен быть большой двор внутри имения. Добавим, должны были быть оранжерея, зимний сад, ведь старый князь был поклонником садоводства. Архитектору удалось все совместить в одном проекте, а оранжереи еще много лет радовали глаза своими цветами.
В 1802 году особняк сдали Английскому клубу. Во времена Екатерины это было модное увлечение знатных мужчин. В основном, здесь играли в карты и дискуссировали о всяких событиях (это у женщин сплетни, у мужчин – серьезное обсуждение проблем, – примечание редакции). Главное событие, которое вошло в историю, произошло 3 марта 1806 года, когда московские джентльмены устроили званный обед в честь князя Петра Ивановича Багратиона, будущего героя войны с Наполеоном. Об этом событии сейчас бы никто не узнал, если бы не писатель Лев Толстой в своем романе «Война и мир» не восстановил бы по воспоминаниям очевидцев тот обед.
Члены Английского клуба покинули здание в 1812 году, когда в Москву вторглись солдаты Наполеона и больше сюда не возвращались. а вот по иронии судьбы, здесь должны были разместить полевой штаб французов, но не случилось, дом сгорел, как и сотни других зданий в Москве. Об этом писал один из сподвижников Наполеона Мари-Анри Бейль, сейчас более известный как писатель Стендаль.
Сгоревший дворец Гагариных до 1821 года был заброшен. В этот год была восстановлена левая часть здания, чтобы сдать шведской цирковой труппе под руководством Финарни. Здесь стали давать конные представления. В 1826 году циркачи вынуждены были съехать, сгоревший корпус выкупили городские власти. Восстановлением занялся Осип Иванович Бове, глава «Комиссии о строении Москвы». Здание восстановили, а от себя Бове добавил декоративные решения, наиболее интересным – над колоннами было сделано длинное рельефное панно. Во дворе снесли оранжереи и построили церковь и несколько небольших зданий.
В 1833 году усадьба Гагариных вновь изменила свое предназначение, здесь разместилась Ново-Екатерининская городская больница. Здесь открылись терапевтическое отделение и лаборатории медицинского факультета Московского университета, в том числе первая патологоанатомическая кафедра в России. Добавим, среди студентов, которые работали здесь, был будущий драматург Антон Павлович Чехов.
После революции больница продолжала лечить людей. Единственно здание, которое пострадало в те годы – небольшая дворовая церковь, наспех построенная в 1836 году, там разместили слесарную мастерскую, а позже котельную. Сейчас этот храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского внесен в список объектов культурного наследия Москвы. После Великой Отечественной войны больница получила номер 24, и проработала вплоть до 2009 года, когда было решено перевести учреждение на Писцовую улицу.
В 1998 году появился первый проект для нового использования усадьбы Гагариных. Предлагали организовать здесь Музей истории Москвы, а внутренних двор объединить с садом «Эрмитаж». Но в октябре 2008 года было решено разместить здесь Дворец бракосочетаний. Новая московская власть решила по-своему – отдать усадьбу Московской городской думе, но внешний облик усадьбы весьма пострадал. В 2013 году два небольших корпуса, построенных по проекту знаменитого Бове, были снесены.
Сейчас усадьба занимает 3,5 гектара. Сохранился ее стиль – классицизм. Центральная часть украшена 12 колоннами. Боковые крылья здания имеют два этажа, планировка парадного второго этажа анфиладная. Слева, вдоль Страстного бульвара, стоит полуциркульный корпус с флигелем, который отлично видно со стороны бульвара.
Комплекс доходных домов А. Ф. Редлиха. Дом № 12
Адольф Федорович Редлих, русский доктор медицины, но немецкого происхождения, оставил большой след в жизни государства.
Отметим, что лечил он не столько богатых и знаменитых, а простых жителей империи. Например, с 1856 года и до самой смерти был консультантом в больнице для чернорабочих. Заведовал холерными больницами, когда была вспышка этой болезни, за что был удостоен Высочайших наград. Опубликовал много научных работ. Например, в 1854 году рассказал, как лечить врезавшийся ноготь, об операции на заячьей губе. Немного позже написал «О действии холодной воды в хронических болезнях».
Вот такой замечательный врач решил построить себе усадьбу на Страстном бульваре. В 1892 – 11894 годах на месте сада, который прилегал к усадьбе купца Ф. Пика, было построено здание. Его сдавали Гимнастическому обществу, где тренировались знаменитые братья Анатолий и Владимир Дуровы. В 1970-х годы дом восстанавливали. Но в 2004 году было признано аварийным, а земельный участок передали Союзу театральных деятелей.
Можно еще долго и много рассказывать о жителях и домах Страстного бульвара. А можно просто пройтись, посидеть под сенью старых дубов, которые помнят Страстной бульвар во всех его ипостасях, и наслаждаясь покоем и тишиной подумать о смысле жизни. Или просто почитать хорошую книгу, где можно найти ответы на сегодняшние вопросы.
Сейчас бульвар похож на небольшой, тихий и уютный парк, расположенный в самом центре суматошной Москвы. Здесь есть несколько прогулочных аллей, где стоят лавочки, на них хорошо посидеть и не думать о бурном мире за границей этого уютного мирка. От летнего солнца укроют взрослые липы, а ночью их эффектно подсвечивают. Дети могут порезвиться на игровой площадке.
Наша редакция рекомендует выбрать хороший день и посетить этот исторический Страстной бульвар. А еще купить цветы и положить их к подножиям памятников людей, которые как яркие кометы очертили жизнь страны, но оставили свой неизбывный след в наших душах.