У нас в школе была очень хорошая учительница по истории. Так вот она умела инициировать дискуссию на темы, результатом которых были выводы в наших головах. Например, достаточно хорошо известно, что блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны отсчитывается традиционно с 8 сентября 1941 года. А почему с 8-го?! Да, безусловно, в тот день был захвачен Шлиссельбург. Но ведь фактически захват этого населенного пункта, с точки зрения блокады осажденного города, уже ничего не решал. Железная дорога у станции Мга была перерезана еще за 10 дней до этого. И вот она нас и спросила о том, а можно ли 8 сентября считать началом блокады, если нет, то почему, и если нет, то какое событие правильнее положить за точку отсчета.
Один мой одноклассник прямо рьяно тянул руку - класс у нас был начитанный, и он, видимо, недавно что-то читал про это в какой-нибудь литературе про события того периода. В общем, он добился своего - его попросили изложить точку зрения на этот вопрос, на что мой одноклассник ответил, что он считает днём начала блокады 30 августа 1941 года, когда немецкие части заняли станцию Мгла. И вот так мне это запомнилось, что затем, когда я как-то покупал билеты на электричку на дачу к научному руководителю, то оговорился точно также: "Мне один билет до Мглы".
Ну в общем-то слова, конечно, созвучные. Да и по основной версии название Мга означает что-то типа топкого места. Места здесь и впрямь болотистые. Но при этом жителям очень нравится местная "городская легенда", что названием произошло по первым буквам ФИО Марии Григорьевны Апраксиной - представительницы старейшего дворянского рода, которая в конце XIX века облюбовала здесь себе место под загородное имение. Если это так, то вкус был весьма специфический у барышни.
Строительство станции же начали еще позднее - в самом начале ХХ века. До Санкт-Петербурга отсюда сегодня около 50 км (по железной дороге - 49 км). Численность населения уже давно относительно стабилизировалась на уровне 10-11 тыс. чел. с небольшими периодическими колебаниями. Однако в разные годы здесь останавливались различные поезда. В основном, конечно, тихоходные, но тем не менее. Давайте вспомним их.
Уже в первый послевоенный год остановку здесь делали несколько поездов:
- 01:27 - Лениенград-Свердловск (20 минут стоянка поезда на станции);
- 02:57 - Ленинград-Мурманск (23);
- 03:33 - Москва (Бутырская) - Ленинград (23);
- 03:58 - Мурманск-Ленинград (25);
- 10:46 - Свердловск-Ленинград (17);
- 11:42 - Ленинград - Москва (Бутырская) (17).
Не густо, конечно, но три полноценные пары поездов. Время в пути у них до Ленинграда было около 1,5-2 часов. Ну мы уже привыкли, что 1946 год нас скоростями не радует. Поезда пошли - и то было великое дело!
Пропустим 15 лет и посмотрим, как изменилась ситуация к 1961 году:
- 01:48 - Ленинград-Архангельск (2);
- 03:43 - Архангельск- Ленинград (2);
- 03:57 - Мурманск-Ленинград (2);
- 06:12 - Вологда-Ленинград (6);
- 07:05 - Рыбинск - Ленинград (20);
- 08:00 - Петрозаводск-Ленинград (12);
- 10:50 - Мурманск-Ленинград (2);
- 12:45 - Ленинград-Мурманск (1; ну это уж как-то совсем мало);
- 12:53 - Мурманск-Ленинград (6);
- 14:22 - Ленинград - Рыбинск (20);
- 15:18 - Ленинград - Москва-Бутырская (20);
- 15:51 - Лениенград - Свердловск (4) (интересно, что на пути из Свердловска поезд остановку не делал);
- 17:58 - Ленинград-Вологда (10);
- 19:45 - Ленинград - Петрозаводск (5);
- 22:10 - Ленинград - Москва-Бутырская (20);
Да там реально проще было перечислить, какой поезд не останавливался.
В 1969 году из всего этого многообразия оставались лишь Ленинград - Москва-Бутырская и Ленинград-Рыбинск. В 1980 году остановка здесь уже вообще лишь у почтово-багажных поездов. Но в 1989 году пассажирские поезда дальнего следования снова здесь тормозят:
- 04:52 - Пестово-Ленинград (54 минуты);
- 09:55 - Сонково-Ленинград (7) (назад - без остановки);
- 13:48 - Москва-Бутырская - Ленинград (2);
- 14:45 - Ленинград - Москва-Бутырская (7);
- 23:47 - Ленинград-Пестово (7).
В 1995 году снова лишь Санкт-Петербург-Пестово делает здесь остановку. Ну и почтово-багажный поезд оттормаживается на станции Мга. Он же останавливался и в 2004 году, вот только шел уже с Ладожского вокзала. В Пестово - поздно вечером, обратно - рано утром.
Ну аналогичная картина в 2024 году. Лишь один поезд Санкт-Петербург - Сонково. Время в пути до этой станции 45-55 минут по разным графикам. Кстати, те же 44 минут следует электричка на Будогощь с Ладожского вокзала. А ее быстрее - 41 минуту - с Ладожского вокзала на Волховстрой. 47 минут - "Ласточка" на Тихвин и 52 минуты - "Ласточка" на Волховстрой. А вот самая долгая - около 1,5 часов.
Спасибо, что следите за каналом!