Найти тему
Кино под углом

Проблемы «Чистилища»

Предатель и иноагент
Предатель и иноагент

Я уже выпустил две статьи про этот фильм, и, хотелось бы уже завершить эту тему… Дело в том, что я отлично знаю, как именно Александр Невзоров (иноагент, кстати) хотел максимально опозорить российскую армию, показав свой фильм. Понятное дело, что получилось у него далеко не всё, но – давайте поговорим об этом.

Полковник Баталов всё правильно сказал, а потом это и в фильм попало...
Полковник Баталов всё правильно сказал, а потом это и в фильм попало...

Начать можно с того, что фильм буквально перекликается с его же документальной короткометражкой «Ад», снятой, непосредственно, в Чечне. И перекликается очень и очень сильно – вплоть до того, что некоторые персонажи фильма говорят те же слова, что и в документальном фильме. Например, слова о том, что «надо давить обученным войском», произносятся полковником Баталовым. И то же самое потом говорит Дукузу Исрапилову пленённый русский офицер. То есть, взяли слова реального офицера и вложили их в уста киноперсонажа. Только вот… обстановка и контекст – совершенно разные. Но, это, как говорится, только начало…

Вот, к примеру – сама ситуация, которая показана в фильме. Бой за больницу. Нет, он на самом деле был, не вопрос. Только вот, там были другие люди, которые потом никуда оттуда не уходили. Генерал Лев Рохлин там был со своими бойцами. И воевал он там очень хорошо и на совесть. А 131-я бригада была на вокзале. И им там, в самом деле, очень сильно досталось. Зачем Невзоров отправил их в больницу? Ну, у меня есть предположение – чтобы показать такого «благородного» и «хорошего» Исрапилова. В самом деле – было бы сложно показать этого персонажа на вокзале. А так – он же врач этой больницы. Хирург, если мне сейчас память не изменяет. Помните, что он Игорю Григоращенко, танкисту, говорил? Мол, «это ты на мою землю пришёл, ко мне домой», и так далее. Согласитесь, что на вокзале пришлось бы кого-то другого вводить для подобного диалога. Там уже не получилось бы такие слова сказать. Ну, в самом деле – тут врач, а там кто? Дежурный по станции? Кассир? Начальник вокзала? Понимаете, да?

Далее – сцена о том, что «ребят хорони». Наверное, одна из самых душераздирающих сцен в фильме. Исрапилов обращается к «Сугробу», полковнику Суворову, что мол, сейчас сюда придут злые моджахеды, и они будут глумиться над вашими трупами. Потому «Сугроб» и отдал Игорю такой приказ. Но… теперь уже над телами глумятся наши же, разве не так? И это тоже… не по-христиански как-то, наверное… Стоит ли говорить о том, что, на самом деле, ничего такого не было? И зачем это придумал Невзоров? На самом деле, определённые мысли у меня есть, и, собственно, эти мысли высказывались не раз, в том числе и на этом канале. Надо было показать то, что российская армия вообще не может ничего делать, не может воевать, а может только «закидывать пушечным мясом». Так вот, несмотря ни на что, несмотря на то, что тогдашний министр обороны допустил немало ошибок (если не сделал всё это специально), российские военные всё же выполнили свой долг…

Рядом с Исрапиловым, как раз один из афганцев... А другой рассказывал, как они с русскими воевали... Врал, конечно...
Рядом с Исрапиловым, как раз один из афганцев... А другой рассказывал, как они с русскими воевали... Врал, конечно...

А все эти зверства, что чинили афганцы и прочие наёмники и наёмницы? Заметьте – сам Исрапилов что говорит? Что никто из них (я про чеченцев сейчас), никакими зверствами не занимается. Мол, это делали афганцы, это – те снайперши, это – ещё какие-то наёмники, но вот именно сами чеченцы ничего такого не делают, они все «белые и пушистые». И вот это мне тоже очень хорошо понятно. Посыл этого заключается в том, что «это плохие русские вторглись на территорию республики, которая просто хочет отделиться!». А они, мол, до такой степени мирные люди, что дальше просто некуда. Кстати говоря… Если Исрапилов – полевой командир, если он такой уважаемый человек и всё такое прочее, а все эти люди, считая афганцев и прочих, находятся под его командованием… то почему они ему не подчиняются? Ну, я не знаю – если ты такой крутой командир, то, может, имеет смысл как-то приказать? Если не послушались (что может быть) – пристрели кого-нибудь… Насколько мне известно, у полевых командиров «полевые казни» вполне себе в порядке вещей были. Надо же как-то было за порядком следить… Так что, Невзоров там «накрутил» просто дальше некуда. Даже с идеей показать «благородного полевого командира», как он хотел (а Нагиев-то там реально хорош!), он не справился…

В упор они стрелять хотят, значит...
В упор они стрелять хотят, значит...

Можно поговорить и о технических ляпах, и о логичности некоторых поступков. Тем более, что два случая, буквально идут «друг за другом». Вот, значит, Игорь высаживает почти весь БК своего танка по боевикам. Исрапилов закатывает истерику (невольно оказывая честь нашему танкисту), потом командует уничтожить танк. Террористы стреляют по танку из РПГ. Почти в упор. Стоит ли говорить о том, что такие гранаты, во избежание поранить своих же, взводятся не сразу – кстати, про это было сказано в той книге, что мне советовали – «Город». Там тоже боевики стреляли по нашей БМП, в упор. Граната не взвелась, в результате, поражения машины не было. Так вот, то, что они палили по танку меньше, чем с пятнадцати метров, не причинило бы танку никакого вреда. А отойди они на те самые пятнадцать метров (даже будь им, куда отходить), они все погибли бы (нет, на самом деле – конец был бы закономерным. Игорь бы забрал их с собой). Подрыв БК (там оставались у него снаряды), гарантировал бы смерть всего живого поблизости… Знаете ли, у наших танков башни порой так хорошо летают от подрыва… Так что – боевиков бы точно накрыло… Далее – после расстрела танка, им бы бежать, или к бою готовиться, так как наши ребята пошли в атаку. Ну, а чем занялись боевики? Правильно! Полезли доставать из танка Игоря, чтобы распять его. Игорь заперся в танке, пока его взломали люк, пока его достали… Как мне кажется, за это время боевиков бы точно перестреляли…

Кстати, тут есть один момент, который, конечно, можно списать на контузию Игоря. Он ведь ещё живой был… Если бы не контузия, мог бы гранату достать и чеку выдернуть – просто, «порадовать» этих боевиков. Ну, или гранат у него не было… Но, момент был бы сильный, как мне кажется.

И вообще, если разбирать фильм полностью – конечно, одной статьи не хватит. Но – смысл его был в том, чтобы максимально опорочить российскую армию. Показать парней в максимально неприглядном свете. Отчасти – это получилось, но, лишь отчасти. Как мы помним, после того, как Игорь обстрелял боевиков, бойцы при поддержке «Кобры» и его людей пошли в атаку, и больницу взяли. Что стало с самим Исрапиловым, все помнят. «Процедуры» были хорошими, годными. Собственно, я даже могу предположить, что не снять эту атаку Невзоров просто не мог – его сами артисты просто не поняли бы. Мол, это что такое, так просто не положено делать! Вот он и снял – но добавил титр о том, что потом, конечно, больницу заняли боевики. Хотя такого вообще не было. Только вот, русский характер, силу русских людей, он всё же смог показать. Не хотел, так как ненавидел русских – но показал…