В своей статье "Манипуляторы каковы их ловушки?" я писала о манипулятивных способах воздействия на людей.
Сегодня мне хотелось бы добавить ещё несколько способов:
- глобализация. Когда одно событие, один человек возносится в ранг "все" и "всё". Примеры: "Все Вас ненавидят", "Я что должен за Вас всё делать?", "Вы никогда и ничего не понимаете" и т.д. такие фразы произносятся во время обсуждения какой- то конкретной ситуации.
- Подмена понятий. Когда спрашивают об одном, а потом заменяют другими понятиями. Например, человек просит не наступать ему на ногу, а в ответ слышит: какой он не благодарный и сколько для него было сделано.
- Мутные формулировки и отсутствие четкости. Данный способ можно обозначить как
Поди туда, не знаю куда, сделать то, не знаю что
Но при этом: обязательно ТЫ - дурак!
4. Всё, что ты не сделаешь- всё плохо. В данном случае любое Ваше действие будет подвергаться критике, потому что для манипулятора главное не суть действия, а его личные интересы, о которых мы поговорим ниже.
5. Возвеличивание себя на фоне унижения оппонента. "А я так не делаю", "Мне опять вместо Вас", " Я поступаю так, не то, что Вы и т.д.". Обычно используется в кооперации с другими воздействиями.
Давайте рассмотрим на достаточно распространенном примере, как манипулятор может использовать сразу несколько способов сразу. Обычно они у него вылетают, как матрешки одна за другой, или переплетаются, как лианы на дереве. А деревом, естественно, являетесь Вы.
Пример.
Начальник: Подумайте и запланируйте, какие уроки можно проводить во время пандемии кроме онлайн? ( Подмена понятий и мутность формулировок. Если всех перевели на онлайн обучения, то кроме онлайн - обучения проводить уроки нельзя, кроме как по телефону и переписке😂. )
Соответственно у другого человека возникает резонный вопрос:
Учитель: А какие уроки можно кроме онлайн проводить, если очные занятия отменили?
Начальник: Я что должна вместо Вас учителем стать и за Вас думать? (Пристыживание, обесценивание, подмена понятий, глобализация).
Вот Вы как- то проводили метод интервью на уроке. ( Подмена понятий: говорилось вначале об уроках, теперь о методах, которые используются в уроке)
(Вроде бы проясняет, что вопрос о методах и человек начинает уточнять это).
Учитель: А, так Вы о методах?
Начальник: Я что должна вместо Вас учителем стать и за Вас думать? Ещё и это на себе тащить, а Вы будете прохлаждаться? ( Интересно, где человек сказал, что он собирается прохлаждаться? Нигде! Но манипулятор применил в одном предложении сразу несколько способов: обесценивание, пристыживание, глобализация, мутность формулировок, подмена понятий. Выставление человека дураком (лентяем). Возвеличивание себя на фоне унижения оппонента).
Ясно, что диалоговое общение, при котором возможно прийти к какому - то соглашению и выяснить: " Что же хочет начальник?" невозможно.
Для чего люди же люди так поступают? Зачем им манипулировать?
1. Жажда власти и контроля. Чем в более непонятном, виноватом состоянии будут находиться люди вокруг, тем манипулятор больше ощущает свою власть через превосходство, контроль обстановки и рычаги, которыми он воздействует на окружающих.
2. Совершенно конкретная , определенная цель, которая Вам неизвестна, но известна манипулятору. Например, выжить с работы человека. Чем- то завладеть. Пример такой конкретной цели показан в фильме "Газовый свет".
3. Человек привык к такому общению в детстве и считает его нормой. И не имеет навыков нормального общения для достижения целей.
4. Сохранение себя в структуре власти, системе. И тогда человек смотрит не с позиций: "Как бы договориться, помочь, вылечить, услышать", а с позиции своих выгод в системе, сохранения своего места, карьеры и т.д.
Как говорится
С волками жить, по волчьи выть.
Хочешь быть у власти, умей вертеться.
Как разговаривать с манипуляторами, я освещала в своей статье Как остановить манипулятора?
Будьте здоровы!
Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт
ТОВарищ психолог в телеграм-канале.
Друзья, поддержите, пожалуйста, мой Дзен-канал классом за статью и подпиской.