Год от года идея раннего развития ребёнка набирает популярность. Изменились требования к подготовке будущих первоклашек обычных среднеобразовательных школ. Конечно, любому родителю хочется, чтобы из ребёнка вырос гений. Только вот изучение алфавита в полтора года с будущей гениальностью никак не связано, к сожалению. Ребёнок, как чистый лист. Все свои навыки он обретает в процессе развития.
Развитие — это переход от прежнего качественного состояния в качественно новое. Но все детки разные. У кого-то физическое развитие опережает ментальное. У кого-то наоборот. Кому-то быстрее удаётся схватывать новое. Им учение даётся легче. Другие детки — тугодумы. Но опережение сверстников в развитии — это не всегда плюс. Если малыш в четыре года уже сам читает, в садике со сверстниками ему будет скучно.
То, что ребёнок умеет что-то сверх нормы своего возраста — это хорошо. Это гордость для родителей. Но не надо воспитывать чадо в духе «ты не такой, как все». «Белых ворон» не любят. Сверстники начнут его сторониться. Значит, у ребёнка будут проблемы с социализацией. Появятся травмы и комплексы.
Надо разграничивать понятия «учиться» и «развиваться». Это два разных процесса. Обучение — это овладение конкретными навыками. Для этого у ребёнка должны «созреть» определённые функции. Зоны головного мозга развиваются постепенно и неравномерно. Для каждого ребёнка этот процесс индивидуален. Поэтому возрастные периоды развития имеют такие размытые границы. Каждому периоду свойственна своя ведущая деятельность.
1. В возрасте от 0 до 3 ведущая деятельность — овладение собственным телом. В этот период ребёнок учится сидеть, ходить и говорить.
2. От 3 до 7 на первое место выходит развитие социальных навыков. В это время детски начинают примерять на себя социальные роли. Например, играют в больницу или магазин. Параллельно развивается крупная моторика. Ребенок учится себя обслуживать.
А вот зоны головного мозга, отвечающие за освоение школьной программы, развиваются в среднем к 6-7 годам. Конечно, можно попытаться выучить ребёнка в 3 года чтению. Но это скорее исключение из правил.
В дошкольном возрасте важна игра. Через игру ребёнок учится и постигает мир. В процессе развития нужно помогать ребёнку социализироваться, развивать ловкость, воображение, координацию.
Если ребёнок сумеет освоить чтение или письмо в дошкольном возрасте — это замечательно. Но надо помнить, что этот навык в возрасте до 7 лет не является ведущим. Если вашему ребёнку с трудом поддаётся чтение по слогам — это не повод бежать к психологам и педагогам. Это не значит, что ваш ребёнок какой-то «не такой». Нужно помнить, что все детки разные и развитие у всех протекает по-разному. Не надо малыша ругать и наказывать. Если он не справляется с чтением — он не ленится и не шалит. Просто мозг ещё не созрел до этой деятельности. А наказание приведёт к травме. И у ребёнка останется устойчивая неприязнь ко всему процессу обучения.
Автор: Татьяна Колесникова
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru