Часто ли дети действительно гениальны с пелёнок, или их достижения – результат дрессировки родителей? Перед вами истории знаменитых русских вундеркиндов, а были ли у них уникальные способности, решите сами.
Дети семьи Тепляковых заставили нас задуматься, насколько удачно сложится их судьба. Мода воспитывать с пелёнок гениев была всегда. Развитием уникальных способностей, как правило, занимались именно родители, и порою они «видели» талант буквально на первый год жизни и начинали активно учить дитя. Некоторые малыши потом, не достигнув и трёх лет могли решать задачи высшей математики или знали наизусть русскую классику.
Особо ретивые воспитатели есть и у «обычных» малышей. Их водят на кружки, тренировки, дополнительные языковые курсы, чтобы вдруг чадо не стало дворником. Но счастливы ли дети, или они проходят настоящую пытку? Давайте вспомним, что стало со знаменитыми вундеркиндами.
Паша Коноплёв
В 1980-е годы о невероятном мальчике Паше писали с восхищением и советские, и зарубежные СМИ. Ещё бы! В три года Паша щёлкал как семечки сложные математические задачи, а в пять лет умел без посторонней помощи играть на фортепиано. К восьми мальчик одолел физику, в 15 лет поступил в вуз, а в 18 лет - в аспирантуру.
Тогда все считали, что Паша был очень доволен своими достижениями, а его родители были счастливы особенно: сына ждёт большое будущее. Но в какой-то момент дух юного гения не выдержал нагрузки. Начались бесконечные эмоциональные срывы, вспышки агрессии и, что хуже всего, попытки покончить с собой. В итоге родственники были вынуждены поместить юношу в клинику, где психиатры лечили его «тяжёлыми» препаратами, одновременно гася гениальные возможности мозга Паши. Коноплёв уже так никогда и не вышел из больницы. Его не стало в 29 лет: оторвался тромб в лёгком.
Саша Путря
Судьба гениальной маленькой художницы тоже печальная. Девочка из Полтавы прожила всего 11 лет (1977-1989), но успела оставить после себя более 2000 работ. Маленькая художница удивляла своим талантом уже в три годика, а рисовала чуть ли не с младенчества. Образы она всегда брала «из головы», никогда ничего не копировала и не перерисовывала.
Любимой темой творчества для Саши была Индия: национальные танцы, божества, Шива. Девочка передавала образы и через животных, например изобразила родителей хомячками.
В пять лет у гениальной девочки обнаружили острый лейкоз. Борьба за жизнь окончилась проигрышем: в последние дни ребёнок был настолько измотан анализами и лечением, что просила родителей не удерживать её и отпустить.
После того, как Саши не стало, её рисунки покорили весь мир: у талантливой маленькой художницы состоялось более 100 персональных выставок.
Ника Турбина
Еще одна гениальная девочка родом из СССР Ника Турбина выпустила свою первую книгу стихов в 9 лет, а надиктовывала четверостишия маме с 4-х.
В 12 лет Турбина стала лауреатом престижной премии «Золотой лев». До этого момента Анна Ахматова была единственным советским поэтом, получившим венецианское признание, да и то после 60 лет.
Стихи Ники звучали по радио, были переведены на многие языки, ей покровительствовал сам Евгений Евтушенко, и о ней говорил весь мир. Но по мере взросления Турбиной, с детства привыкшей к славе, тяжело дался ослабевающий интерес к её уже немаленькому чуду.
В подростковом возрасте девочка пережила несколько нервных срывов, а потом подсела на алкоголь и запрещённые вещества. В 90-е было зафиксировано несколько попыток покончить с собой. В 27 лет Ника разбилась насмерть, упав с 5 этажа.
Полина Осетинская
Полина Осетинская тоже звезда 80-х. Шестилетняя девочка гастролировала с концертами по всему Советскому Союзу, на пианистку ходили смотреть толпами – в концертных залах не было свободных мест. К восьми Поля играла самые сложные, зная наизусть около 30 часов произведений.
А в тринадцать девчонка взбунтовалась и сбежала из дома. Оказалось, что отец (сценарист фильма «Звезда пленительного счастья» Олег Осетинский) буквально «выбил» из неё талант, реализуя свою неосуществившуюся из-за травмы руки мечту стать великим музыкантом. Папа муштровал Полину без перерывов и жестоко избивал за непослушание. Также выяснилось, что ребёнка унижали. Дав разоблачительное для родителя интервью на телевидении, тем не менее, Полина не забросила музыку: сначала окончила лицей при Санкт-Петербургской консерватории, а затем и саму консерваторию.
В 2008 году Полина Осетинская выпустила автобиографическую книгу «Прощай, грусть», в которой поведала о жестокости отца и том, как он сделал из неё гения.
До 2022 года Полина считала себя обычным человеком, успешно гастролировала, а после выступила против своего государства и президента. В 2023 году она дала интервью, где рассказала, что после её «отмены» по-прежнему живёт в Москве и зарабатывает на жизнь закрытыми концертами, не афишируя площадки. Зарубежных гастролей мало, но они всё-таки есть. Свою позицию она так и не поменяла, дружит с либералами и гордится тем, что «очень неудобный человек».
Камилла и Анисса Салиевы
Алиса Теплякова сейчас считается распиаренной папой, но вызывающей сомнения в своей гениальности. А вот за три года до того, как все узнали о юной студентке МГУ, в семье Салиевых из Москвы две дочки тоже окончили школу экстерном. Правда позже Алисы, в 11 лет. Но обе поступили в 12 лет в вуз на бюджет.
Мадина Салиева, как и Евгений Тепляков, занималась с дочерьми сама. Нет, она не педагог, а инженер-системотехник, просто учила детей с рождения. В 2,5 года дочки уже читали, а в пять пошли в школу. Салиева была уверена, что тратить 11 лет жизни ребёнка на школьную программу – это слишком много. Поэтому старшая Камилла после 7 класса перешла на свободное посещение школы, а младшая Анисса вообще изучила курс одиннадцати лет дома.
В школе, к которой были прикреплены Салиевы, к маминым экспериментам отнеслись настороженно и за девочками наблюдали психолог и учителя. Как оказалось, и Камилла, и Анисса знали гораздо больше сверстников и легко шагали через класс, сдавая контрольные и экзамены.
Камилла окончила факультет прикладной математики Московского государственного университета гражданской авиации (МГТУ ГА), когда ей не было ещё и 18-ти, и столкнулась с тем, что её даже не приглашали на собеседование, видя возраст. Тогда она смело прибавила себе пять лет и удалось начать ходить на собеседования, а потом и найти работу.
На личных встречах с будущими работодателями она раскрывала свой возраст и биографию, и однажды её рискнули взять. В 19-ть она уже руководила отделом аналитики, и у неё в подчинении были люди гораздо старше неё. В 26 лет Камилла стала менеджером продукта в одном из самых известных банков страны.
Ее младшая сестра Анисса доучивается в вузе — ей пока нет и 16.
Девушки заверяют, что у них было детство лучше, чем у сверстников: они не сидели за учебниками, ходили на тренировки и кружки, и не испытывали одиночества или отторжения других детей, наоборот, у них были многочисленные друзья по интересам.