КСИР Ирана заявил, что ракетная атака по территории Израиля — это сдержанный ответ на убийства мирных жителей в секторе Газа и Ливане, пишет сайт Al Jazeera. Журналисты проанализировали потенциалы двух стран для атаки и обороны, чтобы понять, какой из сторон на данный момент принадлежит преимущество.
Во вторник вечером Иран выпустил более 180 баллистических ракет по крупным городам Израиля.
Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана заявил, что ракетная атака по территории Израиля — это ответ на убийства мирных жителей в секторе Газа и Ливане, а также на ликвидацию лидеров КСИР, ХАМАС и "Хезболлы".
В КСИР заявили, что атака была направлена на три военные базы в районе Тель-Авива. Иранские государственные СМИ сообщили, что КСИР впервые применил гиперзвуковые баллистические ракеты Fattah. К сожалению, "Аль-Джазира" не смогла проверить эту информацию.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поклялся отомстить, заявив, что Иран "совершил большую ошибку" и "заплатит за нее".
Соединенные Штаты, в свою очередь, заявили, что помогли Израилю предотвратить атаку Ирана, пообещав поддержать своего союзника в нанесении ответного удара по Ирану.
"Мы гордимся действиями, которые мы предприняли вместе с Израилем для его защиты. Мы ясно дали понять, что у этого нападения будут последствия, тяжкие последствия, и мы будем работать с израильтянами, чтобы так оно и было", — заявил советник по национальной безопасности США Джейк Салливан.
Поскольку Израиль и Иран — давние враги, которые десятилетиями вели "прокси-войны" — все больше приближаются к прямой конфронтации, мы рассмотрим их военный потенциал, ударные возможности и способы защиты своих территорий.
Численность военнослужащих
Согласно отчету The Military Balance 2023, опубликованному Международным институтом стратегических исследований (IISS), который базируется в Великобритании:
У Ирана 610 тысяч действующих военнослужащих, в том числе 350 тысяч в армии, 190 тысяч в КСИР, 18 тысяч в ВМС, 37 тысяч в ВВС и 15 тысяч в ПВО. Кроме того, у Ирана есть резервная армия численностью 350 тысяч человек. Призыву на обязательную военную службу подлежат граждане мужского пола старше 18 лет, за некоторым исключением.
У Израиля 169 500 действующих военнослужащих, в том числе 126 тысяч в армии, 9 500 в ВМС и 34 тысячи в ВВС. Израиль имеет резервную армию численностью 465 тысяч человек. Служба в армии обязательна для большинства юношей и девушек старше 18 лет, так же за некоторым исключением.
Военные расходы
Согласно информационному бюллетеню, опубликованному Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI) в апреле 2024 года:
Иран потратил 10,3 миллиарда долларов в 2023 году, что на 0,6% больше, чем в 2022 году.
Израиль потратил 27,5 млрд долларов в 2023 году, что на 24% больше, чем в 2022 году — рост, отчасти вызванный войной в Газе, разразившейся 7 октября 2023 года.
Сухопутные войска
Согласно The Military Balance 2023:
У Ирана более 10 513 боевых танков, более 6 798 артиллерийских орудий и более чем 640 бронетранспортеров. У армии также есть 50 вертолетов, а у КСИР — 5 вертолетов.
У Израиля около 400 боевых танков, 530 артиллерийских орудий и более 1 190 бронетранспортеров.
Военно-воздушные силы
Согласно The Military Balance 2023:
У ВВС Ирана есть 312 боеспособных самолетов, а у КСИР — еще 23. Кроме того, у иранских ВВС есть два ударных вертолета, у армии — 50, а у КСИР — 5.
У Израиля есть 345 боеспособных самолетов и 43 ударных вертолета.
Военно-морские силы
Согласно The Military Balance 2023:
У Ирана есть 17 тактических подводных лодок, 68 патрульных и прибрежных боевых кораблей, 7 корветов, 12 десантных кораблей, 11 десантных катеров, 18 логистических и вспомогательных средств.
У Израиля есть 5 подводных лодок и 49 патрульных и прибрежных боевых кораблей.
Системы противовоздушной обороны
Согласно The Military Balance 2023:
ПВО Израиля опирается на так называемую систему "Железный купол", которая, как считается, перехватила большинство иранских ракет в ночь на вторник. Система оснащена радаром, который обнаруживает приближающийся снаряд, его скорость и направление. Затем центр управления вычисляет, представляет ли снаряд угрозу для израильских городов. Снарядам, не представляющим угрозы, дозволяется упасть на пустые поля. Если они представляют угрозу, пусковая установка производит пуск ракеты, чтобы сбить их. Каждая пусковая установка оснащена 20 ракетами-перехватчиками.
По всему Израилю разбросано 10 батарей "Железного купола". Другие системы ПВО перехватывают ракеты средней и большой дальности. ПВО "Праща Давида" перехватывает ракеты дальностью от 40 километров (25 миль) до 300 километров (186 миль). ПВО "Хец" перехватывает ракеты с дальностью полета до 2400 километров (1491 миля).
Иран: в феврале Тегеран развернул маловысотный ракетный комплекс Azarakhsh (в переводе с персидского — "молния"), который имеет малую дальность действия. Это инфракрасная система обнаружения, оснащенная радаром и электрооптическими системами для обнаружения и перехвата целей. Она может быть установлена на транспортных средствах.
У Ирана есть ряд различных систем противоракетной обороны класса "земля-воздух". К ним относятся более 42 российских ЗРК большой дальности С-200, С-300 и местных Bavar-373; более 59 американских MIM-23 Hawk средней дальности, HQ-2J и Khordad-15; и 279 китайских ЗРК малой дальности CH-SA-4 и 9K331 Tor-M1.
Баллистические ракеты
По данным проекта противоракетной обороны американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS):
У Ирана имеется не менее 12 различных типов баллистических ракет средней и малой дальности. Они варьируются от Tondar 69 с дальностью 150 километров (93 мили) до Khorramshahr и Sejjil, обе из которых имеют дальность полета до двух тысяч километров (1243 мили).
У Израиля имеется не менее четырех различных типов баллистических ракет малой, средней и промежуточной дальности: от LORA с дальностью 280 километров (174 мили) до Jericho-3 с дальностью полета от 4800 километров (2983 мили) до 6500 километров (4039 миль).
Ядерный потенциал
Израиль имеет в своем арсенале как минимум 90 ядерных боеголовок, согласно оценкам Ассоциации по контролю над вооружениями, базирующейся в США.
Считается, что у Тегерана нет ядерного оружия, но у него есть передовая ядерная программа и несколько ядерных объектов и исследовательских центров. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи издал религиозное постановление (фетву) в начале 2000 годов, запрещающую разработку или использование ядерного оружия, заявив, что это запрещено исламом. Однако в мае Тегеран пригрозил изменить свою ядерную доктрину "если существование Ирана окажется под угрозой".