Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Болезненные любови

Тема Конгресса New Lacanian School 2025 звучит на французском "Les amours douloureuses" - в переводе на русский «Болезненные любови». В презентации этой темы Патрисия Боскин-Кароз пишет, что это название напоминает о драматическом, а порой и трагическом измерении любви или любовей.

Проблему любви определяет дисимметрия между любящим и любимым. Лакан в 8 семинаре пишет:

«Чтобы эту пропасть, эту дисгармонию ощутить, рассуждать о любви не к чему — достаточно ее пережить»1.

Именно вследствие несогласованности желания бессознательного со своим объектом должно возникнуть значение любви в конце особой операции — метафоры любви, которая относится к случайности. Когда она случается, происходит чудо, в противном случае — свидание с разочарованием и запустением.

В эпоху Средневековья произошло возвышение несчастной взаимной любви в форме любви куртуазной, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Любовь между мужем и женой в те времена — скорее исключение, чем правило, ведь браки были договорными. Сильные чувства искали на стороне. Причем среди людей другого социального статуса.

Лакан связывает появление этой формы любви со случайной встречей катаров/нео-манихейцев и новой поэзией трубадуров. Катары охотно тогда цитировали:

«…если не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2).

Лакан считал, что любовь-страсть — это в первую очередь диспозитив дискурса, который возникает далеко не в любую эпоху. В семинаре «Еще» это изобретение дискурса Лакан называет единственным способом мужчины изящно справиться «с проблемой отсутствия сексуальных отношений».

Мужчина справляется с этим, идеализируя Даму и превознося ее недоступность, в то время как дискурс любви питается нехваткой, горем, утратой, смертью. Плотское наслаждение отброшено, объект любви недоступен и в этом проступает принцип удовольствия. Подтверждением этому служит произвольность требований испытания, которому Дама подвергает своего рыцаря, не без некоторой жестокости.

В основе куртуазной любви лежал культ Девы Марии, непорочные черты которой переносились на жену короля, герцога или графа. Рыцарь-вассал преданно служил недоступной супруге своего сеньора.

Лакан также отмечает, что самые аскетичные любовные практики были заимствованы из «Искусства любви» Овидия, который сравнивал любовь с видом военной службы.

Патрисия Боскин-Кароз задается вопросами, изменят ли природу любовных переживаний разнообразные реконфигурации супружеской ячейки, такие как «полиамория» или «треугольник» вместо традиционной пары? На смену любовному дискурсу, осмысляемому через нехватку, потерянный объект или недостижимый Идеал, пришёл другой дискурс, сводящий неудачу к оси воображаемого доминирования-подчинения.

В любовную сферу столь открытую и благоприятную для творчества, проникли термины, принадлежащие словарю борьбы полов: власть, манипуляция, подчинение, насилие, абьюз, гостинг...

В противовес традиционным представлениям о любви, основанным на романтических идеалах и взаимном признании, сегодня наблюдается тенденция к "согласованной любви", где основной упор делается на равенство и контроль над отношениями.Эта форма любви стремится устранить риски и неудобства, стремясь к принципу гомеостаза и избеганию конфликтов.

Феминистские движения, борясь за равенство и освобождение женщин, способствовали проникновению юридического дискурса в личную сферу и часто это было к лучшему. Однако в последнее время слияние неофеминизма и виктимной идеологии вели к политизации интимных отношений, яростно атакуя традиционные ролевые модели. Война полов разгорается, и ее последствия часто оказываются негативными.

Именно в этом контексте возникает тенденция списывать любовные страдания на доминирование одного пола над другим, что может вести к новому отрицанию любви и ее рисков. Вместо того, чтобы признавать сложность и непредсказуемость отношений, люди стремятся избежать конфликтов, отвергая саму идею любви, основанной на взаимном уважении и глубокой связи.

1 Лакан Ж., Семинары, книга VIII, «Перенос», в редакции Жака-Алена Миллера, Москва, Гнозис/Логос, 2019. С. 47

2 Лакан Ж., Семинары, книга XX, «Еще», в редакции Жака-Алена Миллера, М.: Гнозис/Логос, 2022. С. 101.

Автор: Имамова Василя Ринатовна
Психолог, Психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru