Исследуя третье поколение Nissan X-Trail, мы можем наблюдать за проблемами, с которыми сталкиваются современные вариаторы, за их совершенствованием на протяжении производственного цикла и за теми недочетами, от которых они не могут избавиться. В последнем выпуске журнала «За рулем» специалист Илья Хлебушкин отмечает, что вариатор X-Trail – это самый противоречивый элемент.
Модель 2012 года отличается более легким и простым дизайном. Вместо сложной системы с глушителем давления масла, которая обеспечивала изменение наклона конусов, здесь применены унифицированные линейные соленоиды, которые выполняют регулирующую функцию. До 2015–2016 года гидроблок был особенно требовательным к уходу.
Скоротечность клапанного механизма приводила к тому, что после пробега в 50 тысяч километров давление масла начинало колебаться, что могло привести к растрескиванию ремня, коррозии ремня и конусов. Кроме того, частицы износа, проникая в гидросистему, инициировали цепную реакцию, которая еще больше обостряла проблемы с агрегатом. Добавление в масло абразивных частиц приводило к преждевременному срабатыванию фрикционных элементов, что затрудняло блокировку гидротрансформатора.
В случае поломки гидроблока его полная замена не предусмотрена, и даже замена отдельных отказавших клапанов-колленоидов становится невозможной из-за специфической калибровки каждого гидроблока. В комплекте с каждым новым гидроблоком поставляется диск с уникальными калибровками для каждого клапана. Без их корректной установки в блок управления вариатором в лучшем случае работоспособность системы будет нарушена, а в худшем – система может полностью прекратить работу.
Измененный вариатор предусматривает более уравновешенную систему блокировки гидротрансформатора, которая активизируется на определенной скорости, и ее сложно точно определить, учитывая положение дроссельной заслонки и температурный режим компонента. Кроме того, улучшенный вариатор оснащен функцией программного защитного отключения, предотвращающей перекручивание ремня, например, запрещая запуск на прогретой асфальтобетонной поверхности.
Тем не менее система все еще подвержена перегревам, особенно при длительной езде в жару на высокой скорости, указывает эксперт. После пробега в 120-150 тысяч километров может потребоваться замена peдукциoнного клапана мacлонacocа.